|
Три поколения «балетной семьи»: Светлана Алексеевна, ее сын Дима и внук Костя. |
|
|
Было это почти сорок лет назад. Возвращаясь из школы домой, Светлана Степанова решила срезать дорогу через двор оперного театра. Там-то девочку и приметил балетмейстер Богданов, попросил ее подняться в класс… Вечером, когда родители пришли с работы, Света с горящими от восторга глазами рассказала, что ее приняли в балетную студию. К удивлению взрослых, два Светиных брата тут же изъявили желание тоже заниматься балетом. Правда, хватило мальчишек ненадолго. А Света делала успехи. После школы ее, единственную из студии, зачислили в балетную труппу театра. Светлана успела станцевать в трех спектаклях: “Жизель”, “Шопениана”, “Нарспи”, начала учить партию в балете “Лебединое озеро”. И тут все оборвалось в одночасье…
Из деревни к Степановым приехали погостить родственники. Вечером за разговором гости поинтересовались у хозяев, чем занимается Света. “Она работает в театре, артисткой балета”, — сообщили родители. И услышали в ответ: “Ну-ну, будем теперь смотреть по телевизору, как наша Светка ноги задирает выше головы”. Одна бестактная фраза решила судьбу девушки. Танцевать в театре мать с отцом ей категорически запретили. По совету тех же горе-родственников Светлана получила “настоящую” профессию, стала работать швеей-мотористкой на чулочно-трикотажной фабрике. Но про себя дала зарок: если у меня родится дочка, она обязательно будет балериной. Так и вышло. Через несколько лет у Светланы (к тому времени сменившей фамилию на Горнову) появилась на свет дочка Наташа. И мать чуть ли не с пеленок начала готовить малышку к балету, разучивала с ней знакомые с детства упражнения. Однако в балетную студию Наташу отвела не она, а бабушка. Мария Антоновна к тому времени поняла, какую большую ошибку допустила с дочерью. И не только сама пошла с внучкой в театр, но и уговорила педагогов принять девочку — те не хотели брать Наташу в студию из-за слишком юного возраста. Зря сомневались. Хоть и была Наташа в группе самой младшей, занималась со всеми вровень. Причем день у девочки был расписан буквально по минутам: утром — средняя школа с английским уклоном, днем — музыкальная школа, вечером — балет.
В десять лет Наташа вместе с матерью поехала в Ленинград, на просмотр в балетное училище имени Вагановой. Первые два тура девочка прошла успешно. Тут у мамы закончился отпуск, и она вернулась домой, оставив дочь под присмотром друзей. Через неделю семья Горновых получила телеграмму: “Я поступила. Везите вещи. Наташа”.
Вслед за Натальей в Питер, в балетное училище, отправился и ее младший брат Дима. Хотя глава семьи Леонид Васильевич мечтал об иной судьбе для сына: кандидат в мастера спорта по самбо, он и в Димке видел хорошего спортсмена. Однако тот во всем тянулся за сестренкой. Как и она, пожелал учиться в музыкальной школе, и сколько ни отговаривали его родители, настоял на своем. А когда пришло время просмотра в местной студии балета, Димка отправился туда один, без взрослых, и сразу был зачислен. А вот в балетное училище в Санкт-Петербурге поступил он только со второго захода. Зато уже на следующий год Диму, единственного из класса, взяли вместе со старшеклассниками на гастроли в США. После учебы он был принят в Санкт-Петербургский театр классического балета, где в то время уже работала Наташа. Несколько лет они вместе выходили на сцену в спектаклях “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Жизель”, “Барышня и хулиган”.
Вскоре Наташа вышла замуж за партнера по сцене Юрия Демакова, у них родился сын. Но жизнь у артистов вся в разъездах и гастролях — мать танцует в Санкт-Петербурге, едет преподавать за границу, отец работает в Англии директором и художественным руководителем театра “BALLET RUSSE”. Поэтому на семейном совете маленького Костика решено было оставить в Чебоксарах. Воспитывала мальчишку вся чебоксарская родня. Благодаря прадеду Алексею Степановичу в четыре года Костик научился читать и писать, дедушка Леонид Васильевич, не забыв о своей мечте, обучал внука борьбе самбо. Вечером же перед сном мальчик слушал вместо сказок бабушкины рассказы о балете. А пришло время — и Светлана Алексеевна отвела Костю в студию, где учились его мама и дядя Дима. Вечером девятилетний мальчишка с гордостью рассказывал соседям: “Мы с бабушкой ходили на просмотр в театр оперы и балета, я стоял там, как оловянный солдатик, меня осмотрели с ног до головы и сказали, что я годен. Теперь я буду заниматься и стану артистом балета, как мама, папа и дядя”.
В 2003 году в дни зимних каникул у Костика состоялось первое выступление на сцене театра оперы и балета. Начинающий артист танцевал в балете “Щелкунчик” и получил гонорар в виде шоколадки. А летом мальчик поехал к родителям в Санкт-Петербург. Там ради спортивного интереса они с отцом пошли на просмотр в Академию русского балета (так теперь называлось их “семейное” училище). И Костю в порядке исключения — прием был уже завершен — зачислили в академию. Сейчас он учится в третьем балетном классе, и ему уже довелось танцевать на сцене знаменитого Мариинского театра, в дипломном спектакле старшеклассников. Но артистическая карьера для мальчишки не на первом месте, его мечта — стать балетмейстером-постановщиком, “как папа”…