Отменить нельзя оставить
Известный актер Лев Дуров вспоминает, как в разгар перестройки он предложил Михаилу Ульянову, тогдашнему главе СТД, поставить вопрос об отмене званий. Ну не было ни в одной стране, кроме СССР и Болгарии, заслуженных и народных артистов. Вместо этого служители Мельпомены имели театральных агентов, контракты и заслуженный уровень благосостояния. Ульянов даже выходил с этим предложением в правительство. Но свой особый путь поощрения народных кумиров страна сохранила.
Однако, как известно, где идет распределение моральных и материальных стимулов, там всегда возникает масса недоразумений. И процесс присвоения званий – не исключение.
Самым большим бедствием нынешнего «званого» процесса сами же артисты считают довольно формальную раздачу подобных «слонов». Актеры старой закалки считают, что если уж звания оставили, то надо и прежние приличия соблюдать. Прежние приличия в этом вопросе заключались не только в обсуждении кандидатуры на худсовете театра и прохождении бумаг через массу инстанций. Все это существует и сейчас. Однако раньше существовал еще и худсовет общественный, а чиновники от культуры знали всех актеров хотя бы в лицо. Николай Корчаков, успевший поработать и в Чувашском драматическом театре, и в Молодежном им. М. Сеспеля, предлагает опять подключить к этому процессу зрителей, а профессионалам подходить к этому более ответственно. Тем более, что в нынешних условиях актер становится слишком зависимым в этом вопросе от руководителя театра. Заслуженная артистка республики Надежда Кириллова считает многие звания и вовсе недействительными: «Бывает, что человек попадает «в обойму», ему просто «навешивают» звания автоматически, одно за другим, а актеры ничуть не хуже остаются в тени. К тому же чем больше присваивается званий, тем больше эти звания нивелируются».
Но звание – по-прежнему атрибут творческих амбиций. Не потому ли в наших театральных труппах количество народных и заслуженных артистов составляет добрую половину, а то и превышает количество тех, кто этих званий еще не имеет. Например, в «наименее именитом» кукольном театре из 16 актеров 8 — со званиями. Заслуженные и народные в Русском драматическом театре составляют 60 процентов от общего числа актеров. Солисты оперной труппы в Театре оперы и балета тоже поровну разделились на «званых» и «незваных»: из трех десятков певцов 14 отмечены званиями. Причем треть из них имеют статус народных. Правда, чем дальше от взоров публики, тем труднее с признанием. Хористы и музыканты, как водится, менее имениты. Из полусотни хористов заслуженных здесь набирается едва с десяток, а народных нет и вовсе. Обладателей званий в симфоническом оркестре набирается в соотношении примерно один к четырем. Повод для интриги
Народная артистка Чувашии Тамара Красотина вспоминает, что при всей прежней строгости присвоения званий раньше с этим тоже хватало анекдотов. Например, будучи однажды на гастролях в Дагестане, наши артисты увидели, что в дагестанском театре вообще нет ни одного актера без звания. В здешних коллективах просто никто не мог перенести, что у кого-то звание есть, а у него нет.
Кстати, интриги и разногласия такого рода в театрах наиболее распространенное явление. Народная артистка Чувашии Антонина Баулина в свое время была сторонницей предложения Дурова—Ульянова именно по этой причине. Выдвижение одних и забвение других раскалывает коллектив и часто мешает нормальной работе. Любой театр и без того – «террариум единомышленников», и взвешивание заслуг на весах заслуженности и народности лишь еще сильнее раскачивает лодку. Стоит какому-то худруку «наградить» званием какую-то молодую актрису, обиды со стороны проработавших много лет и театральные драмы неизбежны. Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Долой неравенство!
Еще одним недоразумением считается сегодня неравноправие в получении званий актеров, работающих в национальных республиках и обычных российских регионах. Дискриминация заключается в том, что в театре какой-нибудь Курской области первым званием актера сразу же будет «Заслуженный артист России», а работающий в национальной республике прежде должен пройти через ступени уважения заслуженного и народного Чувашии, Марий Эл, Татарстана. Поэтому в республиках редкая птица долетает до российских заслуг даже в конце творческого пути. Наша опера может похвастаться лишь тремя солистами с российскими званиями. В Русском драматическом сегодня нет ни одного такого артиста. Со «всероссийской славой» получше обстоят дела лишь в Чувашском драматическом. Статус академического обязывает.
С другой стороны, именно в Чувашии, в отличие от соседних республик, власти из года в год находят средства и для финансового подкрепления уважения к своим служителям муз. То есть ведут себя по-мужски и способны отвечать за свои знаки внимания. В этом республика сегодня может тягаться даже с нефтяным Татарстаном.
Одна актриса поведала автору этих строк, что если бы ей не надо было кормить и одевать своих детей, она бы так не держалась за звание. Однако «заслуженность» приносит ей весьма ощутимую прибавку к небольшой зарплате и статус провинциальной знаменитости. Когда ее ребенку в лицее, где он учится, не оказали должного внимания, она сгоряча напомнила педагогам о своем официальном признании. Внимание оказали.