Сериал вызвал неоднозначную реакцию зрителей: они мгновенно разделились на два противоположных лагеря, одни приняли версию авторов, другие ее категорически отвергли. В различных изданиях появились публикации «pro» и «contra». Да оно и не мудрено, ведь практически все восемь десятков лет не утихают споры: добровольно ушел поэт из жизни или погиб насильственной смертью. Но обидно, что появляются публикации, вроде той, что была в «Аргументах и фактах». Статья «Белиберда о Есенине» принадлежит перу крупного ученого-литературоведа. Судя по этому материалу, поэт жизнь прожил веселую и беззаботную, проблем творческих и издательских у него не было вовсе, и лишь разгульная жизнь толкнула его в петлю. Будто бы все у него печаталось с ходу, слова «есенинщина» в природе не существовало, и за чтение есенинских стихов никогда и никого не преследовали. Прискорбно читать такие статьи. Хорошо известно, что все ближайшее окружение поэта в тридцатые годы было уничтожено, да и его самого постигла бы такая же участь, проживи он еще хотя бы несколько лет. Автор статьи, конечно, знает, что академического собрания сочинений Есенина нет до сих пор, а уж он-то его наверняка заслужил.
В мои замыслы не входит анализировать фильм и рецензировать роман-первоисточник. Задача скромнее: просто поделиться своими впечатлениями об увиденном и прочитанном.
Восемь десятков лет нет с нами великого поэта и столько времени не утихают споры об истинном положении дел. Вот и роману предпослано письмо, в котором авторы, ученые и родственники Есенина обращаются к Президенту России с просьбой вернуться к делу поэта и провести новое расследование обстоятельств его гибели, считая это делом национальной значимости. Ни для кого не секрет, что следствия тогда не было практически, все ограничилось непрофессионально составленным протоколом, автором которого был малограмотный и малоопытный милиционер. После этого и пошла гулять версия о самоубийстве поэта, переходя из документа в документ.
Забегая вперед, отмечу, что, отвечая на запрос, Генеральная прокуратура Российской Федерации не нашла оснований для повторной проверки обстоятельств дела. Все возвратилось, как говорится, на круги своя. Вопросы вот только остались да еще множество непримиримых оппонентов.
Что касается меня, то я хоть и не сразу, но встал на сторону авторов фильма и романа, считаю, что Есенина все-таки убили. Вдобавок, в этом меня убедила книга писателя и литературоведа Виктора Кузнецова «Сергей Есенин: тайна смерти (Казнь после смерти)». Ее опубликовал Санкт-Петербургский издательский дом «Нева» еще в 2004 году, то есть раньше романа В. Безрукова. В этом исследовании впервые использованы секретные еще недавно архивно-документальные источники из труднодоступных фондов ВЧК-ГПУ-НКВД. Автор представляет новые факты и аргументы, убедительно доказывающие убийство великого русского поэта. Всех неравнодушных к этой трагедии я отсылаю к книге В. Кузнецова. Надо думать, что будут появляться новые открытия и находки.
И еще один момент поразил меня, когда я прочитал несколько книг о Есенине. Через полвека его судьбу чуть ли не один к одному повторил другой великий бард — Владимир Высоцкий. Оба были неимоверно популярны при жизни и искренне любимы в народе. Даже недруги относились к ним с уважением. («И быть может выпьют за меня враги,» — пел В.В.). Оба уже в ранней молодости были подвержены известной русской болезни, а под конец жизни баловались наркотой. Оба были неравнодушны к прекрасному полу, имели приличный донжуанский список и несколько официальных браков. Да и детьми Бог не обидел ни того, ни другого. Оба находились не в ладах с властью, особенно с уголовной. (На Есенина было заведено более десятка дел, на В.В. чуть меньше). Ни тот, ни другой не нажили палат каменных, оставив после смерти лишь долги. Оба были женаты на известных иностранках и сумели посмотреть мир. Только вот мир не сумел разглядеть в них самобытных личностей, так и остались они лишь мужьями популярных особ.
И, наконец, похоронены оба рядышком на Ваганьковском кладбище в Москве. Не зарастает к ним народная тропа. И никогда не зарастет.