Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Легко ли быть рокером?

Советская Чувашия, (18:50) 14 февраля 2006 г.

В электронной энциклопедии панк- и рок-групп punk.narod. ru Чебоксары отмечены как город, в котором нет ни одной серьезной рок-команды. Но, судя по регулярным фестивалям (отголоски воспоминаний о фесте честной музыки «Трампline», прогремевшем в 2003, звучат на разных рок-сайтах страны), и небольшим концертам, — местный рок скорее жив, чем мертв.



Как поднять уровень нашей рок-музыки? Нужно ли объединяться командам в рок-клуб? Возможно ли пробиться местной группе на российский уровень? Эти вопросы в жарких спорах обсуждались на «круглом столе», проведенном в «Молодежном курьере».

В разговоре участвовали ребята из команд Чебоксар и Новочебоксарска, представители молодежных организаций и ведомств, коммерческих структур и СМИ.

Рок-клуб: кому он нужен и зачем?

— Место, где собираются для репетиций и тусовки, организация, помогающая с концертами и демо-записями, группа твоих единомышленников… Реально ли создать рок-клуб сегодня?

Константин Печков, директор группы «Расколотый разум»: — Нужно ли в республике объединять все эти группы? Должна быть здоровая конкуренция. Рок-клуб — определенная монополия, грубо говоря, десять коллективов, которые будут работать, и вопрос — будут ли. А новые коллективы — попадут ли они в этот клуб? Посчитают ли их нужными принять? Получится, что рок-клуб будет «бомбить», организовывать свои концерты, где будет участвовать круг команд. Коллективы должны выбиваться сами по себе. Работать, работать и еще раз работать. Вот и все.

Александр Степанов, «Ай-Scream»:

— Очень трудно одной лишь работой пробиться куда-то дальше. Не у всех есть возможность делать концерт. Посмотрим реально на вещи: аренда обычного зала стоит очень дорого, и одна группа это просто не потянет. Та же «Приборка» стоит штук 15, вместе со звуком. Никакой конкуренции между нами нет, я не видел, чтобы группы что-то делили. Рок-клуб нужен, как раз для того, чтобы продвигать молодежь. Старики все равно дают концерты, если хотят, а молодежь как сидела в школах-на квартирах, так и будет сидеть, пока кто-то за уши ее оттуда не вытащишь.

Андрей Синицкий, «Кнес Ингвар»:

— Помните, были такие замечательные времена, когда у нас существовал рок-клуб. Все помнят, все ходили, пиво пили, по бесплатным флаерам проходили. Ни копейки не получали, зато кайфу было море. Звука никакого, но при этом команды, которые были в фаворе, имели возможность преспокойно и бесплатно репетировать. Что, это было плохо?

Сергей Лавейкин, прокат шоу-техники:

— Создавать рок-клуб сейчас — это значит забираться в яйцо, то есть возвращаться на двадцать лет назад. В других регионах, где рок-культура имеет мощные корни, например, в Екатеринбурге, — это было по-другому: там власти создавали объединения музыкальных ансамблей, куда входили как профессиональные, так и непрофессиональные коллективы. Они получали определенный уровень аттестации, репертуар, могли работать, давать концерты. Зарабатывали деньги в ресторанах, при этом спокойно занимаясь творчеством. Из этой среды выросло много музыкантов, которые работают сейчас в нашей стране и за рубежом.

Сейчас создавать подобную структуру силами общественности нереально, власти это не надо. Выход один — ждать, когда владельцы клубов начнут устраивать нормальные вечеринки, как это происходит в Нижнем, в Йошкар-Оле. У нас нет ни одной площадки, которая могла бы принимать коллективы. Организация концертов самими группами раз в два месяца не дает ничего: концерты должны быть несколько раз в неделю на разных площадках. Тогда и появляется здоровая конкуренция — репертуар, индивидуальность и так далее.

Чебоксары — попсовонаселенный город?

— На фестивале «Трампline», завершившемся выступлением БГ, предполагалось около 50 тысяч зрителей. А собралось не больше двух. Может, публика у нас не та?

Евгений Суховей, региональный координатор движения «Образ будущего»:

— Я был недавно в Запорожье, там на радиостанциях крутят местные группы. Какая из наших станций на это пойдет? Каждый говорит — это не наш формат. И еще, публика привыкает к постоянным фестивалям — помните, были «Пестрая музыка мая», «Рок-акустика», тот же нашумевший «Трампline» — где они сейчас? Недоверие у зрителя вырабатывается.

Андрей Молчанов, «Расколотый разум»:

— Если народ не идет на местный концерт, в первую очередь виновата группа. Ты научись играть. Вадим Самойлов на «Вашем радио» говорит: до пятидесяти дисков в день прослушиваю — все выкидываю. Откуда аудитория возьмется? Не надо думать, что народ тупой и нас, продвинутых, не понимает.

Сергей Лавейкин:

— Когда идет постоянная работа каждую неделю, две-три местные команды играют, а одна из Йошкар-Олы или из Казани, а раз в месяц — большой концерт, на который собирают сливки, в том числе группы из Москвы, из-за рубежа, потому что контакты налаживаются, — то и публика привыкает ходить.

Интересно посмотреть на творчество молодых современных групп, которые играют свою музыку. Команда из четырех человек приходит в клуб, показывает демо-запись; если качество устраивает, гонорар таких групп — 50-100 долларов за вечер. Если группа зарабатывает в месяц 300 баксов, она может позволить себе репетировать на нормальном оборудовании, повышает свой уровень, рассылают «демки» по радиостанциям, появляется менеджер, начинает продвигать эту группу.

Пока нет места, где группа может показаться за самый небольшой гонорар, — так все и останется.

Сергей Златоустов, организатор фестиваля «Metal Mania»:

— Даже самое рок-н-ролльное радио, которое есть в Чувашии, отказало в информационной поддержке рок-фестивалю. Рок — это музыка думающих людей, ее нужно понять. У нас народ не привык понимать музыку такого уровня, поэтому она непопулярна. Можно сравнить уровень жизни здесь и в других регионах, где рок на гребне, и все этим будет сказано.

Кроме того, наши группы в основном используют самопальные гитары, на которых хорошего звучания добиться тяжеловато. Определенный капитал надо вложить в аппаратуру. Низкий уровень звучания тоже не способствует популярности. Чтобы добиться успеха, надо все этому отдать, а не распыляться по мелочам.

Здравствуйте. Мы новые «beatles»

— Любой команде, самой талантливой, нужна поддержка, чтобы достичь более серьезного уровня. Появись в Чебоксарах, условно говоря, новые «Beatles» — смогут ли они раскрутиться?

Сергей Лавейкин:

— Уровень творческого материала присутствует. Мастерство — проблема решаемая. Если продюсер заинтересовался группой, он выбирает ключевые фигуры, остальным говорит «ребята, извините», сажает профессионалов. С группой начинают работать аранжировщики, мастера по саунду, и через месяц выходит такой продукт, что закачаешься.

Отдельно взятые музыканты есть, и мирового уровня — американская группа «Doctor Funk», где играет чебоксарский саксофонист, наш барабанщик — в «Машине времени», бас-гитарист — в «Любэ». Но вот если б чебоксарская группа стала известна, как екатеринбургский «Чайф», — это было бы круто. А у нас группа достигает определенного уровня — и разваливается: возраст, семья и так далее. Дальше двигаться некуда!

Андрей Молчанов:

— Кто из вас занимается музыкой ради денег? Руку поднимите, пожалуйста. А продюсер нужен кому-нибудь? Хотелось бы — да, но в первую очередь хочется быть просто музыкантом.

Александр Степанов:

— Достиг ты какого-то уровня — и не знаешь, как пройти дальше, если за тебя никто не зацепится. Ты говоришь: я играю хорошую музыку! Посылаешь «демку» в клуб Нижнего, они говорят — нам не нравится. Если есть человек, который этим занимается, он настоит на том, чтобы тебя пригласили, прослушали. Сам ты в этом никого не убедишь.

Сергей Лавейкин:

— Если я хочу заняться боксом, я могу пойти в массу спортзалов, бесплатно или за деньги. Но если я хочу поиграть на гитаре, такой возможности нету. Административный ресурс напрочь отсутствует. В западных странах существует министерство шоу-бизнеса. Нужны не инвестиции, а регулирующая система.

Сергей Златоустов:

— Когда рок-движение получит поддер­жку со стороны властей, оно будет развиваться. Надо выходить на уровень министерства культуры, обосновать, что есть такая прослойка молодежи и взрослых людей, которые слушают эту музыку. Помочь местным начинающим командам, создать некоммерческое объединение под эгидой минкультуры, при этом уходя от бюрократических норм.

Хочешь фестиваль? Пиши проект!

— На какую помощь могут рассчитывать рок-команды, обратившиеся к представителям молодежных и культурных ведомств?

Вероника Волкова, ведущий специалист управления молодежной политики Минобразования ЧР:

— Любое молодежное объединение может обратиться к нам и представить проект проведения фестиваля, мы его рассмотрим и примем к сведению. Если проект значимый, несет смысловую нагрузку — я сама слушаю рок и считаю, что это в первую очередь смысловая нагрузка, — добро пожаловать. Государственная поддержка осуществляется. У нас есть много конкурсов, финансирующих инновационные проекты и вариативные программы. Вся информация — на сайте минобразования Чувашии. Если возникнут вопросы — приходите в наше управление, Ленинградская, 33, комната 36. Мы можем поддержать ваш фестиваль либо какой-то другой проект, но пока на сегодняшний день никаких предложений нет.

Дмитрий Щепелев, зам. начальника управления по связям с общественностью, СМИ и молодежной политики г. Чебоксары:

— Форма организации с постоянным списком участников и собраниями себя изжила. Целесообразнее объединиться для сетевого проекта, как существует тот же КВН: в течение года ребята проводят определенное число игр, под которые находят спонсоров и на которые регулярно ходит зритель. Сетевым проектом для рок-команд может стать фестиваль, серия концертов. Выделить конкретное место для встреч и репетиций довольно сложно: становится все меньше зданий, подведомственных муниципалитету. Более реально — держать связь через интернет, завести свою страничку или сайт. Можем обеспечить информационную поддержку на molgorod. ru.

Максим Матросов, директор Республиканской дирекции культурных программ:

— На «Трампline» Президент республики и мэр города сказали, что фестиваль должен проводиться постоянно. Сейчас стоит задача создать из Чувашии креативный регион, а для этого надо развивать творческую индустрию. Мы проводим обучающие семинары, помогаем в реализации проектов.

…Разговор длился больше двух часов. По его итогам трое участников «круглого стола» — Евгений Суховей, Александр Филаретов («Бывшие в употреблении») и Сергей Зла­то­устов встретились с начальником отдела министерства культуры ЧР Георгием Янил­киным; а в воскресенье, после концерта группы «Напряг», состоялась встреча рокеров с федеральным инспектором по Чувашской Республике Дмитрием Донсковым.

На обеих встречах речь шла о создании рок-клуба, выпуске регулярной телепрограммы о местных музыкантах на одном из каналов, о проведении мастер-классов для начинающих и отборочных турах для летнего фестиваля.

Идей и проектов много, и «Молодежка» будет следить за их воплощением. В ближайших номерах мы начинаем серию публикаций о местных рок-группах, молодых и со стажем. Хочешь рассказать о своей любимой команде? Звони по тел. 21-23-24. Сделаем Чебоксары точкой роста… рока.

«Круглый стол» провели Татьяна СИНИЦКАЯ, Оксана КУЗЬМИНА.

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

Землю не отберут: что скрывает закон 307-ФЗ — новые правила для дачников, обязательный нотариус и сроки освоения участков.

Разбор главного земельного закона 2025: почему не будут отнимать участки, как избежать штрафа за заросли и кому придется тратиться на нотариуса. Эксклюзивные пояснения депутатов Госдумы.

«Calexit-2028»: Калифорния официально начала сбор подписей за независимость от США

В Калифорнии официально стартовал сбор подписей за проведение референдума о независимости от США. Голосование может состояться в 2028 году, но даже в случае успеха выход штата из состава страны остаётся юридически невозможным. Подробности — в материале.

Обвал биткойна до $98 тыс. и шок на Уолл-стрит: как китайский ИИ DeepSeek за «копейки» сотрясает рынки и грозит США технологическим коллапсом

Китайский ИИ DeepSeek за $6 миллионов обрушил биткойн до $98 тысяч и ударил по Уолл-стрит: технологический прорыв, сравнимый с советским спутником, грозит США потерей лидерства. Bloomberg предрекает эру хаоса на рынках.

Склады ломятся от новых авто: почему цены не падают, а спрос растет?

Российские склады переполнены новыми автомобилями, но цены остаются высокими. Эксперты объясняют, как сбои в поставках, рост спроса и господдержка влияют на рынок. Узнайте, почему автопроизводители не снижают цены и что ждет потребителей в ближайшее время.

Китай установил новый мировой рекорд в термоядерном синтезе: 1066 секунд устойчивой работы плазмы

20 января 2025 года китайский токамак EAST, известный как «искусственное солнце», установил новый мировой рекорд, удерживая плазму в стабильном состоянии в течение 1066 секунд. Этот прорыв стал важным шагом на пути к созданию термоядерной энергетики, которая обещает человечеству неисчерпаемый источник чистой энергии.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости