Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Не-фламенко

, (12:47) 17 августа 2005 г.

Не-фламенко

Как заявлялось в афише, будет представлено национальное испанское искусство – фламенко. То, что увидели нижегородцы, даже с большой натяжкой нельзя назвать фламенко.

Во-первых, на самом деле фламенко – это сочетание трех равноправных составляющих: звучания живой гитары, танца и живого пения. Во-вторых, искусство фламенко возникло несколько веков назад в испанской провинции Андалусия в среде одной из наиболее бесправных и угнетенных групп населения – переселенцев-цыган. Поэтому в основе фламенко лежит трагическое мироощущение бесправных и отверженных, но не смирившихся людей. Может быть, именно потому в искусстве фламенко изначально было столько эмоционального запала. В-третьих, фламенко никогда не было статичным искусством, и, хотя оно имело свои каноны, главное было не слепое следование им, не бесконечное повторение одного и того же набора движений, слов и мелодий, а умение заставить зрителей и слушателей ощутить моральное потрясение, заглянуть в страшный и таинственный омут собственной души. Поэтому фламенко всегда допускало ломку стиля, а импровизация являлась не только возможной, но и обязательной составляющей выступления: каждый исполнитель должен был сказать зрителю что-то свое. И обязательно должен быть услышанным, вызвать отклик в душах. Главное было исполнение, вызывающее потрясение – о таких исполнителях в Испании говорят: “Tiene duende!” – «У него есть дуэнде!» О тех же, кто хорошо владеет внешней техникой, но не способен вкладывать в нее чувства, говорят: «No tiene duende!» - «У него нет дуэнде!» Фламенко без дуэнде не существует.

В том, что было представлено на сцене нижегородского кремлевского концертного зала, ничего этого не было. Живой гитары и живого голоса не было вообще, а половину композиций фонограммы состояла музыка диско, а не фламенко. Причем, звучала она была так громко, что возникало впечатление, что находишься на дискотеке, а не в зале филармонии. Уже после первого номера зрители стали кричать, чтобы музыку убавили. Услышали их не сразу.

Трагического духа фламенко в подавляющем большинстве композиций не было. Правда выветриваться он начал еще в Испании, когда в начале ХХ века фламенко вышло на подмостки кафе и стало одним из компонентов «ресторанного бизнеса»; уже тогда известный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка отмечал, что работа на развлечение широкой публики снизила уровень этого искусства. Не было в выступлениях на нижегородской сцене и импровизации – только заученные шаблонные жесты и движения, причем, нередко – плохо заученные и плохо исполненные.

Глядя на выступления на нижегородских подмостках, можно было бы предположить, что в XXI веке искусство фламенко деградировало и завершает свое существование, раз уж сами испанцы исполняют его так безобразно. К счастью, на самом деле это не так: в настоящее время есть несколько истинных мастеров фламенко, работа которых свидетельствует о том, что фламенко не только способно еще потрясать зрителей, не только живет, но и развивается. Лучший из современных танцоров фламенко, наверное, испанец цыганского происхождения Хоакин Кортес. Каждый взмах руки, каждый удар каблука, каждый поворот корпуса которого моментально бьет по напряженным нервам зрителя. Те, кто видели, как Кортес танцует фламенко, вряд ли когда-нибудь смогут получить удовольствие от исполнения среднего уровня… Но то, что было на нижегородской сцене, - это даже не средний уровень – это уровень художественной самодеятельности самого низкого пошиба.

Вы когда-нибудь видели на балетной сцене Жизель в очках? Нет. И не потому, что у всех балерин отличное зрение. А потому, что разрушить хрупкую ткань художественного образа очень легко, и зрителю вряд ли удастся абстрагироваться от вида этого дополнительного элемента в облике артиста. Но гости из Испании, похоже, и не ставили перед собой цель создать на сцене некий мир фламенко и увлечь туда зрителя. Поэтому были и очки, и остановки прямо в середине номера, чтобы откровенно застегнуть расстегнувшуюся туфлю, и масса неотработанных движений. После этого уже не надо быть Станиславским, чтобы сказать категорическое «Не верю!»

На сцене был представлен ряд танцевально-музыкальных номеров. Танго (кстати, не имеет к искусству фламенко никакого отношения) было такое вялое и бесстрастное, что больше походило на карикатуру этого танца. С абсолютным равнодушием был исполнен номер под названием «Perdoneme, me amor!» («Прости меня, моя любовь!»): в этом танце (по справедливости, лучше бы не называть то, что в тот момент происходило на сцене, танцем) никто ни у кого не просил прощения и никто никого не любил – все повторяли набор несложных, безыскусных заученных движений, причем – не всегда впопад. Далее последовало попурри из «испанских посадоблей», которое открылось номером с музыкой… нашего родного, советского Арама Хачатуряна – знаменитый «Танец с саблями». По залу пробежала волна смеха. 

После всего увиденного было даже как-то неловко вспоминать о том, что танцы фламенко восходят к культовым и религиозным. Потрясла удивительная неспособность испанцев чувствовать глубину своих танцев и своей музыки. Казалось, иные музыкальные композиции фламенко могут заставить мертвого подняться из гроба и начать танцевать. Но у испанцев они особых эмоций не вызвали. Приходилось наблюдать парадоксальную душевную пассивность исполнителей. В труппе из нескольких десятков человек исключение составила лишь одна девочка лет девяти, которая солировала в номере на музыку Мануэля де Фальи из фильма «Колдовская любовь». Музыка, конечно, великая. Де Фалья знал, в чем скрытая истинная суть фламенко: «Где черные звуки – там дуэнде», - когда-то определил для себя он. Странно было наблюдать ребенка, танцующего страсть, но, похоже, что кроме этой девочки, такую роль было исполнить некому. Было видно, что она пытается душевно переживать то, что танцует, что она получает радость от своего танца и хочет радовать своим танцем зрителей. Чего не скажешь о всех остальных исполнителях. Одна истинная танцовщица фламенко на всю труппу, и та – ребенок. Ну, что ж, зато, может быть, это новая Кармен Амайя, которая тоже с детства чувствовала истинную сущность фламенко и отличалась блестящим исполнением.

Впрочем, негативное впечатление от спектакля в целом несколько смягчил финал, который не отличался высоким художественным уровнем, но был в какой-то степени примиряющим: последний танец исполняли все танцоры труппы – небольшими фрагментами, поочереди - пусть порой безыскусно, но зато очень душевно. Действо напоминало домашнюю испанскую вечеринку конца XIX века. Душевности, которая бы компенсировала слабую технику исполнения, как раз и не хватало во всем, что происходило в тот вечер на сцене кремлевского концертного зала.

Татьяна ЕЛЬКИНА.

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

На ВЭФ 2025 обсуждают повышение возраста молодёжи до 40-45 лет

На ВЭФ-2025 Константин Абрамов предложил обсудить повышение верхней границы возраста молодёжи в России до 40–45 лет и распространение мер поддержки на старшие группы. Решение не принято; изменения потребуют корректировки закона.

Уникальный нотный фонд издательства «Музыка» потребовали вернуть государству

Генпрокуратура России требует вернуть государству издательство «Музыка» и его уникальную нотную библиотеку, приватизированные с нарушениями. В иске заявлены требования об обращении акций в доход государства, аресте имущества и ограничении выезда ответчиков.

В Нижегородской области ввели штрафы за нарушение правил содержания животных

Нижегородская область утвердила штрафы за нарушение правил содержания домашних животных — до 5 000 рублей за самовыгул, выгул без снаряжения и попадание с питомцами в общественные места. Ответственность будет применять региональный комитет ветеринарии.

С 1 сентября 2025 года устройства без RuStore можно вернуть как товар ненадлежащего качества

С 1 сентября россияне смогут вернуть смартфоны без RuStore или с ограничением его работы как некачественные. Новый закон требует от всех производителей обеспечить свободный доступ к российскому магазину приложений без технических препятствий.

Второй случай лихорадки чикунгунья выявлен у вернувшихся из Шри-Ланки

В России зарегистрирован второй завозной случай лихорадки чикунгунья — заболели родственники одного из ранее выявленных пациентов, отдыхавшие на Шри-Ланке. Роспотребнадзор отрицает риск распространения инфекции внутри страны и подчёркивает, что заболевание передаётся только через укусы комаров.

Мошенники переходят к фиктивным юрлицам вместо карт дропперов

Мошенники начали использовать фиктивные юридические лица для перевода похищенных средств, сообщили в МВД. Новый способ стал ответом на ужесточение ответственности за дропперство и курьерские схемы.

Семья в центре внимания: как в России поддерживают родителей и детей

15 мая во всем мире отмечается Международный день семей. В России этому празднику уделяют особое внимание: благодаря национальному проекту «Семья» и другим государственным инициативам семьи с детьми, а также те, кто только готовится к родительству, получают всестороннюю поддержку.

Новый этап в истории Сухумского аэропорта: спустя 32 года приземлился рейс из Нижнего Новгорода

Вечером 13 мая в Международном аэропорту Сухума имени В.Г. Ардзинбы произошло историческое событие - впервые за последние 32 года здесь приземлился пассажирский самолет, прибывший из Нижнего Новгорода.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости