На большой экран вышел фильм Нильса Мюллера "Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона". Главный герой Сэм (Шон Пенн) – рядовой американцев, безуспешно пытающий получить кусочек «американской мечты». Все бы у него получилось, если бы не некоторые «заморочки» - он не хочет обманывать и не способен исповедовать культ торгашества, где главное – успешно продать любой товар. Из-за этого летит кувырком вся его жизнь: его постоянно увольняют с работы, жена уходит от него, поняв, что он никогда не изменится, меняет его на схематично обозначенного в фильме успешного продавца, символом благополучия которого является «Кадиллак», на котором он разъезжает по городу.
Более мощный символ в фильме – символ всей империи торгашества – президент США Ричард Никсон. «Он сумел впарить себя всей стране, причем дважды», - замечает один из героев фильма, обращая внимание Сэма на то, что Никсон не сдержал ни одного из своих обещаний, но американцы гордятся своим выбором.
На глазах зрителя Сэм проходит целый круг унижений, через которые он, видимо, проходил и раньше, в тот период жизни, который остался за кадром. Сначала на работе его заставляют сбрить усы – «хлыщ с щеткой на морде вызывает подозрения, надо выглядеть серьезным семейным человеком». Бывшая жена Сэма - Мари (Наоми Уотс) - не видит в этом ничего странного: «Конечно, сбривай, Сэм! Это же работа!..» Также ей не кажется оскорбительным то, что она должна ходить в ультра-коротком платье в кафе, где работает официанткой – «Я одеваюсь так, чтобы кормить семью!» - возмущается она, когда Сэм делает замечания по поводу ее одежды.
Череда мелких унижений сопровождает Сэма каждый день. Босс демонстрирует свое презрение, с улыбкой и видимой доброжелательностью оскорбляя своего нового сотрудника. Великодушным жестом он предлагает Сэму, готовому нажать на курок пистолета, свой носовой платок: «Возьми, потеешь, как свинья!..»
Сэм пытается найти единомышленников. По телевидению показывают вперемешку протесты индейцев, «Черных пантер» и одиноких нарушителей общественного благополучия вперемешку с позитивной политической риторикой Ричарда Никсона. «Черным пантерам» он предлагает стать зебрами – потому что белых унижают не меньше, чем черных. Однако голос его остается неуслышанным.
С каждым днем для героя все очевиднее, что «американская мечта» - это фикция, что «рабство не отменено». Надежды на восстановление отношений с Мари тоже нет – она вместе с детьми переезжает к владельцу «Кадиллака». Тогда Сэм решает доказать, что даже песчинка что-то может, и предпринимает попытку захватить самолет.
Режиссер настаивает на неосуществимости «американской мечты», на том, что американцы попали в ловушку и вынуждены быть рабами законов эффективных продаж. Песчинка не в силах изменить мир, хотя порой этого очень хочется.
Татьяна ЕЛЬКИНА.