Именно этот вопрос обсуждали на пресс-конференции, состоявшейся 23 мая, в Москве, в конференц-зале Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».
Посвящалась она старту долгосрочной экологической программы Bonaqua и Программы развития ООН (ПРООН) по сохранению чистоты водных ресурсов озера Байкал для будущих поколений.
Понимая всю важность данной проблемы сохранения водных ресурсов, в 2012 году Bonaqua начала поддержку проектов ПРООН, направленных на сохранение чистоты водных ресурсов России, в частности, озера Байкал — уникального природного объекта.
Богачан Бэнли, руководитель международного проекта «Каждая капля имеет значение» Программы ПРООН по управлению водными ресурсами, рассказал о проблемах морских и прибрежных экосистем, которые подвергаются угрозам загрязнения, избыточного рыболовства, изменения и уничтожения естественной среды обитания, а также изменения климата. Более, чем 40% мирового океана считаются сильно пострадавшими в результате деятельности человека.
Что касается запасов пресной воды, основная причина ухудшения положения водных экосистем от рыболовства, туризма, судоходства и сельского хозяйства состоит в неадекватной политике, законодательстве и недостаточном участии гражданского общества в сохранении водных ресурсов.
Инициатива ПРООН и компании «Кока-Кола» «Каждая капля имеет значение», реализуемая в бассейне озера Байкал, направлена на снижение растущего негативного воздействия туризма и привлечение внимания к проблемам чистой питьевой воды. Ряд местных инициатив поддерживаются с помощью программы малых грантов и местных органов власти.
Наш корреспондент, побывавший на пресс-конференции, услышал от руководителя департамента охраны окружающей среды Программы развития ООН в России Наталии Олофинской об одном из основных направлений их деятельности — выделении грантов для поддержки природоохранных и образовательных проектов в бассейне озера Байкал.
Грантовая программа на Байкале реализуется уже третий год. Она позволяет не только улучшать экологическую обстановку в регионе, но и поддерживать малый бизнес, обеспечивая рабочие места в первую очередь для местных жителей.
— Благодаря объединению сил и средств Глобального экологического фонда и компании «Кока-Кола», мы смогли приступить к реализации долгосрочной масштабной программы, направленной на сохранение озера Байкал, которая включает в себя поддержку научных исследований и государственных природоохранных программ, а также образовательных и экологических проектов местного населения. Проекты в первую очередь нацелены на снижение объемов бытовых отходов на берегах Байкала и на продвижение экологически грамотного туризма, — заявила Олифинская.
Кстати, за 2010–2011 годы на реализацию этих проектов уже было выделено порядка 500 тыcяч долларов, а в 2012 году запланировано выделить еще порядка 150 тысяч.
Наш корреспондент выяснил у Татьяны Тивиковой, руководителя местной общественной экологической организации «Турка», реализовавшей несколько проектов в рамках программы грантов, некоторые подробности об одном из них.
Проходит он под девизом: «Байкалу — чистый берег, туристам — комфортный отдых» и направлен на снижение воздействия растущего потока туристов на экосистему побережья озера Байкал за счет обустройства мест отдыха, оперативного вывоза ТБО (твердых бытовых отходов), предотвращения рубки насаждений для костров, уменьшения количества неорганизованных кострищ, недопущения захвата 20-метровой зоны побережья. Этот проект реализуется второй год и уже показал свою высокую эффективность.
Одним из важнейших аспектов в сохранении экологии Байкала является привлечение общественного внимания к данной проблеме. Именно поэтому в рамках проекта Bonaqua запускает масштабную коммуникационную и образовательную программу «За чистое будущее озера Байкал».
В рамках этой программы BonАqua и ПРООН организуют по всей стране выставки, посвященные уникальной природе, жителям и традициям Байкальского региона. Для этого всего неделю назад в Улан-Удэ отправилась экспедиция из известных блогеров и фотографов, которые не только посещали Байкал с его живописными окрестностями, но и общались с местными жителями и знакомились с традициями региона.
Фотографии, сделанные во время этого путешествия, а также уникальные фотоработы, предоставленные партнером проекта — журналом National Geographic Россия, станут основой выставок, которые пройдут с июня по сентябрь по всей стране.
5 июня состоится открытие выставки в Москве в Парке Горького. Далее пройдут выставки в Самаре (23 июля — 5 августа), Новосибирске (20 августа — 2 сентября), Екатеринбурге (16 июля — 29 июля), Иркутске (9 — 23 сентября), Нижнем Новгороде (30 июля -12 августа), Ростове-на-Дону (9 июля -22 июля) и Санкт-Петербурге (2 — 15 июля), Сургуте и Владивостоке.
Финальным аккордом кампании станет масштабный флэш-моб в Москве 9 сентября, приуроченный к празднованию Дня Байкала: несколько тысяч человек возьмутся за руки, образовав собой контуры озера.
Также в рамках новой экологической политики BonАqua представила новый дизайн этикетки бутылки, которая появится на прилавках уже в июле.
Еще одна инициатива бренда BonАqua — просветительская кампания, направленная на повышение экологической ответственности каждого жителя России.
Каждый человек в своей повседневной жизни может делать простые шаги для сохранения экологии и предотвращения загрязнения окружающей среды: экономить воду и электроэнергию, правильно утилизировать отходы и многое другое. Для этого общество должно перейти к новому экологическому мышлению. Именно поэтому BonАqua инициировала новое молодежное движение и назвала его как призыв к действию: «Включай Эко-Логику!».
Чтобы объединить энтузиастов нового образа жизни, BonАqua создает специальный сайт, где активисты и участники будут делиться своими рецептами экологичной жизни, общаться и обсуждать актуальные новости. Помимо сайта Bonaqua запускает долгосрочную активность в социальных сетях Facebook и ВКонтакте. Цель данной активности — вовлечение пользователей Рунета в дискусии, конкурсы и действия, связанные с сохранением чистой воды на Земле.
Валерий ЕЛМАНОВ.