Закрылся “ЗооСпас” - единственный в Марий Эл Клуб по организации защиты и спасению животных, собщает газеат "Марийская правда". В свое время инициатором его создания стала жительница города Волжска Татьяна Кулакова.
Часто на улицах городов можно увидеть голодное четвероногое существо. Грустные собачьи глаза смотрят на людей, спешащих по своим делам. Нравственное здоровье общества определяется по нескольким критериям, среди которых - забота о пожилых людях, детях и беззащитных животных. Дома престарелых и интернаты на территории нашей республики существуют, о пожилых и детях заботятся, бездомных животных просто убивают.
Но, несмотря на ежегодный отстрел, их становится все больше и больше. Гуманизм в отношении собак и кошек начали проявлять лишь недавно и в городах-миллионниках. Там животных не уничтожают, а стерилизуют, вакцинируют и выпускают. Этот метод практикуют и наши ближайшие соседи: Нижний Новгород, Самара, Казань.
“Многие люди, взяв кошку или собаку домой и немного подержав, выбрасывают на улицу, - рассказывает главный специалист муниципальной природоохранной службы г.Волжска Ирина Буторина.- И получается, что это проблема общегородская, мы должны что-то делать с этими животными”.
В августе прошлого года в Волжске был зарегистрирован “Клуб по организации защиты и спасению животных “ЗооСпас”, директор которого Татьяна Кулакова взяла под опеку бездомных животных и открыла для них приют. “Мне кажется, - это дело государственной важности, - говорит Татьяна Кулакова. - Участие в нем должны принимать руководство города, директора предприятий. Это не мое личное дело, животных я подбираю с улицы и очищаю город. А убивать животных - негуманно”.
В детстве, когда Татьяне исполнилось 8 лет, некий мужчина пытался во дворе дома утопить щенков. Шокированная такой жестокостью, девочка выловила их из воды, принесла домой, обогрела, накормила. Возможно, это и сказалось на всей ее дальнейшей жизни. Она в одиночку спасала, лечила и пристраивала животных. Не одобрив ее увлечения, от Татьяны ушел муж. Но это не сломило ее, и, набравшись опыта у руководителей клуба “ЗооСпас” из Казани, она организовала одноименный клуб в Волжске, более того - открыла собачий приют.
В Казани подобного не было. Единомышленников в городе не нашлось. Татьяна на свои собственные средства купила дом, где разместила своих питомцев. “Многие собаки, - утверждает Татьяна, - попадают ко мне полностью истощенными, хотя не в лесу живут, а среди людей”.
В приюте она содержала здоровых собак, а больных и истощенных (таких немало!) на время лечения, а также кошек Татьяна размещала у себя дома. В двухкомнатной квартире уживались одновременно 8 кошек и не менее 5-6 собак. Взрослых собак стерилизовала. Это, по мнению Татьяны, позволяет осуществлять контроль за поголовьем бродячих животных.
“Люди, с которыми я беседовала, положительно относятся к стерилизации, - говорит Татьяна. - Но когда я прошу о финансовой помощи, чтобы стерилизацию провести, желающих помочь не находится”.
Открытие приюта вызвало положительный отклик у представителей государственных служб. “Во-первых, сократится численность безнадзорных собак, - заявляет начальник “Волжской районной станции по борьбе с болезнями животных” Зинаида Ишанова, - во-вторых, изоляция этих животных сократит риск передачи заболеваний людям и в окружающую среду”.
Все время “ЗооСпас” существовал на добровольные пожертвования граждан. Много средств вложила и сама Татьяна. Но то ли люди стали черствее, то ли стечение неблагоприятных обстоятельств повлияло на ход дела, с каждым днем надежда на помощь таяла, пока совсем не угасла.
Средств перестало хватать не то что на лечение, вакцинацию и стерилизацию, но даже и на корм животным. Единственная помощь приходила от казанских коллег, но этого было недостаточно. Устав в одиночку бороться, она сдалась, и приют прекратил свое существование.
Сейчас, по привычке, Татьяна не может пройти мимо бездомных животных, старается хотя бы подкармливать некогда бывших ее питомцев.
Анна Ларюхина.
(г.Волжск).