Автор инициативы – сенатор Рустем Шиянов (от Ульяновской области),  заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике. На  днях его проект федерального закона "О разведении и содержании собак агрессивных  пород в Российской Федерации" поступил на экспертизу в правительство. Шиянов  решил наконец устранить “собачий хаос” в стране, поскольку федеральной  нормативно-правовой базы по вопросам, связанным с разведением и содержанием этих  домашних животных, до сих пор нет, а своды правил, принимаемых на местах, “не  решают проблемы предотвращения их агрессии против людей, не способны обеспечить  безопасность граждан”. Наверное, многие помнят нашумевший случай, когда в  Подмосковье стаффордширский терьер прокусил голову 11-месячной девочке. В  Чебоксарах несколько лет назад сторожевая овчарка чуть ли не содрала скальп со  своего хозяина. А года два назад оголодавший питбультерьер, принадлежащий одному  спившемуся чебоксарцу, разорвал на части дворовую шавку и кошек. Такие дикости,  увы, не редкость. Инициатива сенатора вполне понятна.  
Однако еще до внесения в Госдуму законопроект, опубликованный на сайте  Шиянова, вызвал жаркие дискуссии. Например, каких собак считать агрессивными.  Кинологи в недоумении: в список из 90 пород собак помимо лабрадоров почему-то  попали безобидные далматины и эрдельтерьеры, добродушные сенбернары и лайки, но  в нем нет китайских бойцовых собак шарпеев и английских бульдогов. “У меня дома  живет английский мастиф, а раньше держал кавказских овчарок. Это не бойцовые  породы, но агрессивные”, – пояснил свою позицию Рустем Викторович в интервью  “Российской газете”.  
“Моя Юнита – самое ласковое животное. С ней все дети во дворе играют. Если  лабрадоры, как полагает уважаемый автор законопроекта, действительно опасны для  человека, тогда кому же пришло в голову делать из них поводырей для слабовидящих  людей? – рассуждает Надежда. – По-моему, агрессивные собаки бывают только у  агрессивных хозяев. Их и надо воспитывать. По радио недавно слышала, в Москве  одна женщина несколько раз пырнула какого-то шарика ножом. Вот она опасна”.  
“Термина “агрессивные породы собак” в кинологии не существует, – недоумевает  руководитель Республиканского клуба собаководов Альберт Алексеев. – Есть  охотничьи, служебные и декоративные. А их поведение всецело зависит от  дрессировки. Хозяин, который равнодушно наблюдает, как его псина кидается на  прохожих и цепляется с уличной сворой, – все равно что террорист. Такому ни одно  живое существо доверить нельзя. Но то, что предлагает законопроект, – полная  чушь, да еще с грамматическими ошибками, вместо “овчарка” пишут “ончарка”.  Алексеев признался, что просмотрел лишь черный список пород – “сборная солянка”.  Дальше, говорит, и читать не стал. А зря. В законопроекте весьма любопытные  нововведения. Так, каждый владелец собаки из отряда “агрессивных” ежегодно (!)  должен получать лицензию. Для чего всякий раз ему потребуется собирать как  минимум 7 справок, в частности письменное согласие всех домочадцев на проживание  животного на их жилплощади. Причем по нормам на одного пса полагается не менее  15 кв. метров.  
Вот еще несколько, мягко говоря, несуразностей. К примеру, выгуливать собаку,  по мнению сенатора, вправе только ее собственник. Другими словами, если лицензия  оформлена на мужа, то его жена вывести бобика на минутку пописать под кустом уже  как бы и не может. А если хозяин, не дай бог, умрет, то собака “до решения  вопроса о наследственности” из семьи… изымается! Возникает вопрос: так собака  все-таки частная собственность или как? Законопроект ответа, увы, не дает. Зато  запрещает бои между собаками “агрессивных пород”. Выходит, всех остальных можно  стравливать, острят чебоксарские собачники. И все же беспокоятся: какие штрафы  грозят нарушителям этих правил, если они будут одобрены Госдумой? Если как для  автомобилистов, от такой жизни поневоле взвоешь – хватаются они за голову.  
“Прошу не поддаваться панике. Это не более чем пиар-акция и личная инициатива  его автора, – обратился к тысячам владельцам собак нон грата президент  Российской кинологической федерации А. Иншаков (киноактер и каскадер) на одном  из интернет-форумов. – Составленное письмо представляет собой набор невыполнимых  на государственном уровне требований, с колоссальной бюджетной затратностью… его  требования нанесут вред государственным интересам России (служебное  собаководство) и имиджу власти в целом”.  
В Республиканском клубе собаководов особо и не паникуют. В таком виде закон  не пройдет, уверены они. Да и Президент России его вряд ли пропустит. Но у них  есть один вопрос: почему в законопроекте нет ни слова о специально оборудованных  местах для выгула домашних животных? В интенсивно уплотняющихся Чебоксарах,  например, они исчезают одно за другим. На ул. Пролетарской вместо площадки  выросло кафе “Менуа”, на пр. Ленина – новостройка, даже маленький скверик на ул.  Гагарина потеснила частная автозаправка.  ПОКУСАННЫЕПо данным Министерства  здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2001 году от  укусов бойцовых собак в нашей стране пострадало около 45 тыс. человек, в 2002  году эта цифра выросла на 30 процентов. Как сообщают в отделе эпиднадзора  Роспотребнадзора по Чувашии, в наши медицинские учреждения в прошлом году  обратились 3250 пострадавших от нападения животных (собак, кошек, крыс и  других).  У НИХВ некоторых странах Европы содержание и  разведение бойцовых собак запрещено. В Германии, например, еще в 2001 году все  представители этих пород, в зависимости от их агрессивности, были либо усыплены,  либо прошли курсы дрессировки с обязательными тестами на лояльность по отношению  к полицейским, прохожим, детской коляске и т. д. Кроме этого, владельцы  оставшихся собак платят огромный налог. В 2001-м во Франции запретили содержание  бойцовых собак, в Великобритании такой закон был принят еще в 1991 году (он не  затронул бультерьеров). В Израиле с 2004 года запрещен ввоз ротвейлеров,  тоса-ину, питбулей, бультерьеров.