По общему признанию, Даниловский район располагает одними из богатейших охотничьих угодий не только в Ярославской области, но и во всей Центральной России. Сегодня, когда основные богатства страны поделены между различными промышленно-финансовыми группами, закономерно возрос интерес к охотничьим просторам. И первые шаги по переделу их в свою пользу денежные мешки уже сделали.
ПРЕССИНГ
Нынешней весной даниловским охотникам сообщили пренеприятнейшее известие о создании на территории района уже третьего по счету Тороповского охотничьего хозяйства. Стоит напомнить, что вопреки их желанию еще в 1999 году властным решением сверху было образовано небольшое отдельное Дмитриевское охотхозяйство с базой в селе Богородском, куда зачастили высокопоставленные гости из области и самой столицы. Рядовым охотникам соваться туда было заказано. И сегодня права выдавать путевки в эти угодья местная организация общества охотников и рыболовов не имеет. По словам ее председателя Сергея Румянцева, трижды избранного на эту должность и работающего в ней одиннадцатый год, Даниловское охотничье хозяйство в прежних границах успешно справлялось с возложенными на него задачами.
Тем не менее, опираясь на федеральный закон «О животном мире», областные власти выставили на конкурс часть богатой дичью территории. Его выиграло ООО «Тороповское охотничье хозяйство». Сопровождалось все это массированным прессингом по всему полю со стороны столичных и областных начальников. В состав учредителей ООО вошли некий московский предприниматель Александр Уваров и областное общество охотников и рыболовов как гарант прав даниловских любителей охоты.
«Сегодня мы выдаем путевки на охоту в Тороповском охотничьем хозяйстве всем желающим, - говорит Сергей Румянцев. - И по большому счету, если такое право останется у нас и дальше, ничего страшного не произойдет. Люди вкладывают в охотхозяйство деньги, пятеро егерей получают там приличную зарплату - оклад 9 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата по обществу составляет с доплатами егерям 3600 рублей».
НИ ПЯДИ
НЕ УСТУПИМ
Тем не менее Сергей Павлович и 11 членов правления мест-ного общества охотников и рыболовов, объединяющего 920 любителей старинной забавы, серьезно опасаются поползновения на их интересы со стороны лесного хозяйства. Дело в том, что сейчас в Госдуме в стадии рассмотрения во втором чтении находится федеральный закон «Об охоте». По слухам, на самом высоком уровне уже есть попытки объединить охоту и лесное хозяйство. В чем здесь подвох?
«Пока идут разговоры наверху, - говорит Румянцев, - районная прокуратура по итогам проверки уже требует от районного общества охотников и рыболовов проводить в лесу рубки ухода. Но как можно совместить дрова и животный мир? Можете себе представить, если задуманное объединение состоится? Наша позиция впредь - не уступать больше ни пяди нашей территории».
А поползновения имели место. Созданная в Первомайском районе фирма «Кукобой» (Румянцев не знает ее учредителей, но чувствуется московская хватка) претендовала уже на самые богатые охотничьи угодья района - около сел Ермаково, Спас, а также Моховское болото. Пока что вроде удалось договориться по-хорошему: «Приезжайте, господа, мы вам охоту по первому разряду организуем. Но не лезьте в наши угодья».
В 2009 году, по словам Сергея Павловича, заканчивается срок аренды охотничьих угодий. И тогда уже областные власти будут решать, кому и на каких условиях предоставить ее на новый срок. Уже создана комиссия, которая собирает заявки на конкурс. Мало сомнений в том, что его не выиграют московские нувориши-толстосумы. Став хозяевами охотничьих угодий, они запросто поднимут цену, скажем, за путевку на утиную охоту до 1000 рублей. Но разве это по карману местным охотникам? Даже имея формальное право охотиться в угодьях, они не смогут его реализовать по причине высоких цен на лицензии и путевки. Вот только интересно, станут ли столичные любители сафари вкладывать средства в охотхозяйства и заботиться о сохранении местной фауны? Зная их повадки, сомневаюсь на этот счет. А вдруг им что-то не понравится и они бросят все дело на самотек? Ведь не все решают деньги. В июне на конференции областного общества охотников и рыболовов эту озабоченность даниловских охотников старался донести своим собратьям Евгений Копейкин. Он работает егерем и в курсе всех проблем.
МОСКОВСКИЕ ПРОВОЛОЧКИ
Однако все это из разряда предположений. Пока же осенняя охота началась. Правда, как сказал Румянцев, путевки на полевую и водоплавающую птицу с подружейными собаками взяли всего около десятка охотников. Легавые среди даниловских охотников почему-то не в чести. Особенно популярны гончие и лайки. Но на водоемах, прилегающих к лесным массивам, применение собак, кроме подружейных, имеющих родословную, запрещено. С содержащим этот запрет приказом федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Павлович как раз и знакомил егерей Тороповского охотхозяйства накануне нашей с ним встречи.
С первого сентября откроется так называемая охота на лося «на реву». На район выдается всего несколько лицензий на эту специфическую охоту, требующую особого навыка. Цены на этот вид охоты договорные, что позволяет несколько поправить небогатый бюджет общественной организации даниловских охотников. Около десятка лет на нее приезжают состоятельные господа, в том числе и зарубежные, которые всегда остаются довольны устраиваемой для них охотой. В целом же лицензии на добычу лосей согласно решениям правления общества охотников и рыболовов делятся обычно в следующем соотношении: треть - приезжим охотникам, две трети - своим.
К сожалению, с развалом сельхозпредприятий и сокращением посевов в районе охота на медведей стала нынче не такой привлекательной и удачливой, какой она была раньше. Иной охотник крепко задумается, стоит ли покупать лицензию на добычу медведя за 3 тысячи рублей плюс к тому отдать еще 11 тысяч за путевку, если шансов встретить мишку становится все меньше и меньше. Хотя, по подсчетам егерей, в районе водится еще около полусотни особей рода косолапых и мохнатых.
Как бы почувствовав эту неожиданную поблажку, медведи вместе с кабанами совершают немалые потравы на еще сохранившихся посевах, не дожидаясь их уборки. «И куда смотрит государство? - удивляется Румянцев. - До сих пор, хотя охота разрешена с 5 августа, мы не получили ни единой лицензии на кабанов. С нас запрашивают подробнейшие отчеты и заявки, придираются порой чуть ли не до запятой. А в Москве по вине каких-то нерасторопных чиновников не могут отпечатать бланки лицензий!»
НЕМНОГО ОПТИМИЗМА
Между тем кабаны бесчинствуют на полях и картофельниках, на что жалуются селяне. Охотники же ничего не могут поделать: подстрелишь кабана без лицензии - ответишь по закону. Так что из 80 кабанов, на которых была подана нынче заявка, многие в этом году смогут, наверное, избежать участи попасть под ружейный выстрел, а государство не получит многие тысячи рублей. Охотникам просто не хватит времени и сил, чтобы воспользоваться запоздалыми лицензиями. К тому же поля по пояс заросли травой, дороги тоже. Поди-ка продерись по ним. А если принять во внимание стоимость амуниции, боеприпасов и горючего, то охота все больше становится весьма затратным хобби. Согласно анализу выданных лицензий можно заключить: число выходов на охоту за 10 лет сократилось вдвое!
И все же истинных приверженцев охоты в районе еще достаточно. Они еще не раз соберутся у костра, выпьют по чарочке и поведут нескончаемые разговоры о самых невероятных случаях, приключившихся с ними на зорьке. Именно среди таких вот любителей и можно встретить немало настоящих ценителей и хранителей нашей среднерусской природы. Без них она может оскудеть окончательно. И ради этого стоит защищать наши охотничьи угодья от нашествия «богатеньких буратино».