Так что теперь, собираясь на рыбалку, местные рыбаки берут с собой не только сети и удочки, но и оружие, чтобы в исключительных случаях обороняться от рыб.
Все началось с того, что житель Ярославля Иван Портных, который в смутные годы экономических реформ кормил себя и семью исключительно удочкой, пошел на рыбалку. А нужно отметить, что рыбалка в тех местах, где любил промышлять Портных, отменная: «стада» леща, плотвы, судака и окуня раньше можно было ловить голыми руками. И вот, вытягивая сеть, он обратил внимание на незнакомую ему рыбину черного цвета, длиной около 10 сантиметров и зубастую, как пила.
Иван много слышал по телевизору о том, что «вконец все загадили», что вся «нормальная» рыба скоро вымрет, а жить в реке будут только мутанты. Поэтому он решил не выбрасывать находку, а побежал за советом к своему другу - местному инспектору рыбоохраны. Тот почесал в затылке и подсказал отнести улов в Институт биологии внутренних вод РАН, расположенный здесь же, в Ярославской области.
Там посмотрели и ахнули. Пиранья! Свирепый хищник, обитавший раньше только в реке Амазонке в далекой Бразилии.
Пираньи очень опасны. Стая таких «милых» рыбок за минуту способна до костей обглодать целую лошадь.
Естественно, весть о речных хищниках в Волге мигом разлетелась по всему Поволжью, и без того уже напуганному нашествием чужестранных рыб. Кстати, рыбаки из Чебоксар, Ульяновска и Самары не раз видели в реке чьи-то свежие обглоданные кости, принимая их за остатки трапезы волков или одичавших собак, случайно смытых волной.
Теперь все встало на свои места. В волжских водах орудуют пираньи.
С Волгой и в самом деле творится что-то не то. Накануне в Горьковском водохранилище выловили речную камбалу, которая до сих пор обитала только в южных районах России, в Крыму и на Дальнем Востоке. Месяц назад ученые выловили десяток крабов.
- Все они принадлежат к виду китайских мохнаторуких крабов, родина которых прибрежные районы Желтого моря, - говорит старший научный сотрудник Института биологии внутренних вод РАН Георгий Щербин. - До нас доходили сведения, что китайского краба встречали в Рейне, Эльбе, Темзе. Появляется он в Северном море и на Балтике. Когда мы начали заниматься поисками крабов у нас, то оказалось, что их популяция уже несколько лет существует в Волгоградском водохранилище. Вода там слабосоленая (сказывается близость Каспия), как раз такая, какая необходима им для размножения. Так что сейчас даже непонятно, откуда они попадают в Волгу. Снизу, из Волгоградского водохранилища? Или из Балтийского моря? Возможно, крабов на Волге поймали гораздо больше. Но когда наши сотрудники приезжают на место, где якобы вытащили краба, их встречают пьяные рыбаки, уже обсасывающие клешни. Такие случаи мы даже не регистрируем. Еще в Волге «своей» стала экзотическая рыба-игла, которая заполонила реки и озера Волжского бассейна настолько, что дети ловят ее сачками на отмелях. А уж каспийская сельдь - тюлька стала главной рыбной едой многих жителей Поволжья. А ведь если бы кто-нибудь из биологов 10 лет назад заикнулся о том, что в реках Северо-Западной России рыбаки будут ловить селедку сетями, коллеги сочли бы его сумасшедшим, ведь морская же рыба. А сейчас на Волге выдают лицензии на промышленный лов тюльки. В Рыбинском водохранилище, например, разрешено ловить 100 тонн сельди.
- Откуда же взялись «пришельцы» на великой русской реке?
- Обычно рыбы и прочая морская живность попадают в новую среду обитания с балластными водами, - уверен Георгий Щербин. - Любому кораблю, чтобы он не скакал по воде, как пробка от шампанского, в трюм для устойчивости заливают воду. Вместе с ней туда попадают разные личинки и икринки. В порту назначения корабль сливает воду, и считай, что вселение нового вида произошло. До сих пор думали, что большинство «пришельцев» не приживаются на новом месте или же сами существовать могут, но не способны произвести потомство: другой состав воды, иная температура, отсутствие привычных мест для нереста... Но сейчас все происходит по-новому. Чужеродные виды активно осваивают новые территории. Каспийская сельдь заполонила Волгу всего за пару лет. В 1998 году попадались единичные экземпляры, а в 2003-м в любой вытащенной сети тюльки было больше, чем всех остальных рыб вместе взятых. Причем она изменилась даже внешне, вытянулась, прибавила в весе и стала жирнее.
- Почему новые виды стали приживаться в Волге?
- Идет глобальное потепление климата. За последние 100 лет среднегодовая температура на планете увеличилась на целый градус. Уровень Каспийского моря стал повышаться, возрастает и уровень солености воды в Волге. И в результате местная вода стала пригодной для жизни многих рыб и организмов. К тому же среднегодовая температура воды в реке повысилась на два градуса. Традиционные обитатели Верхней Волги - холодолюбивые снеток и ряпушка - ушли дальше на север, и на их место приходят теплолюбивые обитатели южных водоемов.
Кстати, примерно в то же время, когда миграционные процессы начались на Волге, такому же нашествию подверглись обитатели Великих озер на границе США и Канады. Сегодня американские рыболовы на чем свет стоит клянут наших родных рыб-хищников: окуня, ерша и некоторых моллюсков, которые, случайно попав в Новый Свет, активно стали уничтожать местную фауну.
К сожалению, изменения в природе способствуют распространению инфекций, в первую очередь малярии. Ее рост замечен в последнее десятилетие в Руанде, Индии и Колумбии. Рекордное увеличение (в сотни раз!) случаев заболевания произошло в Северо-Западном Пакистане.
Перестройка климата планеты в ближайшие несколько десятилетий приведет к вымиранию 45% всех диких животных. Особенно пострадают Россия, страны Скандинавии, Канада и Киргизия. Здесь исчезнут 7 из каждых 10 видов флоры и фауны.
Земли, пригодные для сельхозработ, окажутся затоплены. Возникнут проблемы с пресной водой. И, как следствие, продукты питания подорожают как минимум в 20 раз. В развивающихся странах возникнет голод. Миллионы людей будут вынуждены эмигрировать на север, в том числе и в Россию.
Впрочем, несмотря на то, что глобальное потепление грозит человечеству многими катастрофами, для России наметятся определенные выгоды.
Например, теплых дней в году станет больше. Соответственно уменьшатся расходы на отопление и потребление электроэнергии.
Климатические границы будут сдвинуты на 200-300 километров к северу. В средней полосе увеличится урожайность.
Будут выведены новые позднеспелые и высокоурожайные сорта некоторых овощей и фруктов.
Правда, в Волге уже просто так не искупаешься: пираньи там, анаконды и крокодилы. Не беда, будем ездить на курорты новой всероссийской здравницы Соловки и южное побережье теплого Белого моря.
Владимир СОЛОДКОВ