76 часов под водой

Лига-пресс, (11:54) 08 августа 2005 г.

76 часов под водой

В ночь на вчера успешно завершена операция по спасению экипажа батискафа "Приз", затонувшего на 190-метровой глубине у побережья Камчатки. Все 7 моряков живы и сейчас проходят реабилитационный курс в военном госпитале Петропавловска-Камчатского. Решающим в спасении людей стало привлечение к операции британских и американских военных, сумевших в кратчайшие сроки перебросить на Камчатку глубоководный спасательный аппарат "Скорпион". Именно он смог перерезать удерживавшие российский батискаф у дна металлические тросы и дать ему всплыть на поверхность. К этому моменту воздуха на "Призе" оставалось всего на несколько часов, и многие эксперты уже прогнозировали "повторение ситуации с АПЛ "Курск".

По официальным данным, спасательный аппарат "Приз" попал в нештатную ситуацию в четверг утром. Однако о ЧП командование Тихоокеанского флота сообщило только на следующий день и, мягко говоря, не по своей инициативе. В 11:30 пятницы в Петропавловске-Камчатском в студию "Радио-3" позвонила женщина и, не представившись, сообщила, что её родственник из штаба группировки войск и сил на Северо-востоке проговорился: в Берёзовой бухте терпит бедствие военный батискаф.

Через полчаса эта информация с оговоркой "по непроверенным данным" прозвучала в эфире, а ещё через какое-то время "дошла" до московских СМИ. Замять скандал уже было невозможно.

Опасения военных понятны - происходящее в Березовой бухте (75 км от Петропавловска-Камчатского) очень напоминало трагедию 2000 года с АПЛ Северного флота "Курск".

"Приз" как раз и предназначен для спасения экипажей субмарин. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Фёдоров подтвердил: после обследования "Приза" с помощью специального управляемого аппарата "Тайгер" установлено, что АС-28 запутался в рыболовецких сетях. Попытка освободиться привела к тому, что сеть намоталась на винт и аппарат застрял на отметке 190 м (на этой глубине водолазы работать не могут). К месту трагедии тут же был направлен отряд кораблей флота. О случившемся оповестили командование ВМС США, Японии и Великобритании.

Начальник пресс-службы Тихоокеанского флота Александр Косолапов просил не нагнетать страстей ("Ситуация нештатная, но её не следует драматизировать"), но всем было ясно: случилась трагедия, если не напрямую, то многими моментами напоминающая "Курск". Тогда командование ВМФ тоже рассказывало, что с экипажем АПЛ установлена связь и вот-вот всё благополучно разрешится.

В случае с "Призом" представители ВМФ также призывали "не драматизировать ситуацию". При этом в течение пятницы запас воздуха на батискафе "таял" на глазах телезрителей. Сначала официальные лица ВМФ говорили, что воздуха хватит на 5 суток, затем уже на 4, а в середине дня помощник главкома ВМФ по связям с общественностью Игорь Дыгало признал, что его "остаётся максимум на сутки с учётом средств регенерации" - специальных аппаратов, поглощающих углекислый газ и вырабатывающих взамен кислород.

Официальным лицам уже никто не верил. Если заглянуть в справочник по кораблям ВМФ, то там можно обнаружить следующее: батискафы типа «Приз» могут находиться под водой до 120 часов при условии, что на борту только 3 члена экипажа. Если же аппарат берёт на борт до 20 "пассажиров", то "автономность" - до 10 часов. Дальше - простая арифметика: на "Призе" 7 моряков - значит, воздуха у них хватит примерно на 20 часов. К этому моменту уже пошли третьи сутки заточения...

"Скорпион" летит на помощь

 

- Я надеюсь на положительное развитие ситуации, - заявил Герой, подводник, автор книги "Тайны подводных катастроф" Евгений Чернов. - Если вовремя подвести к месту аварии аналогичный "Призу" аппарат, то моряков можно вывести на поверхность.

Пока ждали помощь, суда КИЛ-168 и "Бирюса" начали производить траление района в месте нахождения батискафа при помощи якорей (пытаясь освободить аппарат от намотавшихся на него тросов и сетей). Попытка изменить ситуацию удалась. Батискаф зацепили и смогли протащить по дну несколько десятков метров. Потом лебёдочные тросы лопнули. Оказалось, что "Приз" запутался не просто в рыболовецких сетях (в портнадзоре рыбного порта Петропавловска-Камчатского сообщили, что промысел в бухте не ведётся и сетей там быть в принципе не может), а в антенном кабеле новейшей российской станции подводного наблюдения, развернутой несколько лет назад на Дальнем Востоке страны для контроля за надводной, подводной и воздушной обстановками в регионе. Якоря, удерживающие эту антенну, весят около 60 тонн, и сорвать их с места не под силу ни одному кораблю.

К месту трагедии успели американцы и британцы - три самолёта с двумя глубоководными аппаратами "Супер-Скорпион" прибыли в аэропорт Елизово на Камчатке позавчера вечером. Ночью они были уже у места трагедии. Погружение британского "Скорпиона" к застрявшему "Призу" решило исход дела. С помощью специальных манипуляторов удерживающие у дна российский аппарат кабели были перерезаны, и АС-28 самостоятельно поднялся к поверхности.

Что дороже: семь жизней или подводные секреты Родины?

 

Решение допустить американских и британских военных в Берёзовую бухту, по словам источника в Минобороны, принималось на самом верху. У берегов Камчатки проходит так называемый рубеж противолодочной обороны страны - на дне океана разложена специальная сеть с установленными на ней гидрофонами, способными фиксировать любое движение. Экипаж "Приза" как раз и занимался ремонтом оборудования этой "прослушивающей сети". Появление в районе работ иностранцев привело к тому, что Москва должна была честно объявить не только о гидрологических параметрах дна, суточных изменениях погоды в районе аварии, но и о характере "кабеля" ("сеть", а точнее, антенна, в которой запутался батискаф, по некоторым данным, имела размер 750 квадратных метров).

Видимо, по этой причине на Камчатку вылетел министр обороны Сергей Иванов. Только он, как глава военного ведомства, мог взять на себя ответственность за допуск иностранцев к одному из самых важных секретов Родины. Его присутствие на месте событий, скорее всего, связало руки и тем, кто бы принёс в жертву моряков, но предпочёл их не раскрывать. Во всяком случае, в СМИ уже стали проскакивать комментарии с критикой руководства Минобороны, решившего спасти жизни людей в обмен на раскрытие госсекретов. Если это так, то ситуация с "Призом" по-своему показательна - в руководстве военного ведомства действительно произошла переоценка ценностей. Теперь в России, как в США и Великобритании, понимают: никакая техника не стоит жизни одного-единственного солдата.

Договор дороже денег

 

- Помощь Великобритании и США в операции по спасению экипажа батискафа АС-28 у берегов Камчатки в Березовой бухте не будет оплачена российской стороной, - сообщили в Главном штабе ВМФ России. - Согласно международному соглашению о помощи терпящим бедствие подводным лодкам, все стороны участвовали в операции безвозмездно.

Этот договор - один из главных выводов, сделанных российскими и иностранными моряками по итогам совместной операции по спасению "Курска". Пять лет назад стало ясно, что самостоятельно ни одно государство мира просто не в состоянии справиться с такими авариями. Тихоокеанский флот имеет помимо АС-28 ещё один аналогичный глубоководный аппарат. Он должен был находиться в момент проведения подводных работ на том же судне-носителе "Георгий Козьмин", с которого спускали под воду "Приз", но его там не было - аппарат-дублёр находился в ремонте. Спасатель "Саяны", вышедший из Приморья по первому же сигналу тревоги, а также японское судно "Чиедо" добрались бы до Березовой только к сегодняшнему утру. В этой ситуации единственной надеждой семи моряков были англичане и американцы, которые не подвели.

Удачное завершение операции вовсе не означает, что на флоте не будет "разбора полётов". Моряки признают: трагедии удалось избежать лишь чудом. В любом случае, дело не должно ограничиться формальным расследованием. Целая череда чуть ли не ежегодных подводных катастроф в России говорит о том, что проблему военного флота нужно решать системно. Так, чтобы жизнь моряков перестала быть разменной монетой в планах выполнения задач боевой подготовки.

На что способен "Скорпио"

 

Дистанционно управляемый подводный аппарат "Скорпио-45", состоящий на вооружении Королевских военно-морских сил Великобритании, предназначен в первую очередь для операций по спасению экипажей попавших в аварию подводных лодок (ПЛ). "Скорпио" используется для поиска ПЛ, наружного обследования полученных ими повреждений, а также для доставки на борт ПЛ через аварийный люк предметов жизнеобеспечения - "кислородных свечей", абсорбента углекислого газа, медикаментов и т.п.

Расчётная глубина погружения "Скорпо-45" - до 925 м, длина кабеля - более километра.

Гидравлические движители позволяют аппарату передвигаться под водой во всех направлениях и удерживаться на нужном месте даже в сильном течении.

Аппараты типа "Скорпио" и "Суперскорпион" (находящиеся на вооружении ВМС США) оборудованы видеокамерами, осветительными приборами и гидравлическими манипуляторами с захватами и резаками. Резак "Скорпио-45" способен перерубить стальной кабель диаметром до 70 мм. Эти аппараты неоднократно использовались для подъёма оборудования с затонувших нефтяных вышек, надводных кораблей и самолётов (в частности, бортовых самописцев).

Кто и как шел к месту аварии

 

Спасательное судно "Саяны" вышло из Приморья, от места аварии его отделяли 2300 км - 80 часов хода. Прибытие в район спасательной операции ожидалось сегодня. Японский спасатель "Чаедо" также бы не успел. От "Приза" его отделяли 2400 км - те же 80 часов хода. Прибытие сегодня. Начатая одновременно переброска по воздуху глубоководных аппаратов "Scorpio" и "Super Scorpio" британских и американских ВМС из Глазго и Сан-Диего, расположенных от Камчатки на расстоянии 7800 и 6800 км, потребовала всего 10 часов и завершилась позавчера.

Дмитрий ЛИТОВКИН, «Известия»

 

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

11 ноября 2024 г. :: Технологии

В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников

В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.

07 ноября 2024 г. :: Транспорт

В России выбрали лучшие автомобили года

В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.

31 октября 2024 г. :: Транспорт

XCite представил кроссовер X-Cross 8

Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.

29 октября 2024 г. :: Медицина

Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга

Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.

28 октября 2024 г. :: Технологии

В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи

Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.

22 октября 2024 г. :: Происшествия

4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области

По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.

12 октября 2024 г. :: Культура

Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве

Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.

12 октября 2024 г. :: Происшествия

Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции

В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.

12 октября 2024 г. :: Экономика

Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде

Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.

03 октября 2024 г. :: В мире

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости