Здравствуй, племя младое, незнакомое, разное
29 июня 2007 г.
Говорят, что, если чувствуешь неодолимую тягу брюзжать - мол, молодёжь нынче пошла не та, значит, к тебе подбирается старость. Молодые в представлении взрослых - всегда не те: они и бездуховные, и невежественные, и инфантильные, и "я в твои годы головы от учебников не отрывала, а ты все по дискотекам шлёндраешь". Причём впечатление от личного общения с собственным недорослем люди в летах с лёгкостью распространяют на всё поколение "NEXT", и я, признаюсь, в этом грешна - что уж говорить о тех взрослых, которые юных видят лишь по телевизору. По нему и судят.
Телевизионный образ племени младого и незнакомого не внушает особенного оптимизма.
Представители сего племени жаждут славы и денег, ради чего готовы годами париться в замкнутом пространстве реалити-шоу "Дома-2", становясь примером для подражания множества таких же юных дармоедов, органически не способных к общественно полезной деятельности.
Те же, кто решил-таки посвятить себя общественно полезной деятельности, тоже большой симпатии не вызывают. Вливаясь в разного рода молодёжные движения, эти отроки и отроковицы раз в год по обещанию под прицелом телекамер лихо разметают по ветру опавшие осенние листья, дарят роженицам цветы, устраивают уличные заторы, маршируя в стройных рядах Дедов Морозов, или призывают сверстников отправить эсэмэску любимому Владимиру Владимировичу с выражением совершеннейшего к нему почтения.
Однако ж внятно объяснить мотивы своего участия в том или ином мероприятии почти никогда не могут, ограничиваясь в лучшем случае чистосердечным признанием (мол, в институте обещали поставить зачёт автоматом или прокатить в Москву "на халяву"), а в худшем - псевдопатриотической риторикой.
Какие нынешние молодые на самом деле - из телесюжетов и программ понять практически невозможно. Программ о них и для них на ТВ раз-два и обчёлся, но даже они существенно корректируют сложившийся в массовом сознании неприглядный образ.
В программе "Сто вопросов взрослому" старшие школьники и студенты задают вопросы знаменитостям, и даже если часть этих вопросов составляют взрослые, а дети только их озвучивают, живые интерес и мысль в детских глазах не сымитируешь и не отрепетируешь. Есть и мысли. Есть и интерес.
В программе "Умницы и умники" собираются дети-эрудиты. В сложнейшем интеллектуальном состязании с себе подобными они не только демонстрируют фантастическую широту и глубину знаний, но и прокладывают себе дорогу в престижнейший из московских вузов - МГИМО. Скептики говорят: "Это-де особенные, нетипичные дети. Таких единицы". Но программа выходит в эфир полтора десятилетия, а поток "нетипичных" не убывает. И участвуют в ней ребята не только из крупных городов, но и из глухой провинции, а это значит, что невежество - безусловный бич нашего времени - охватило не всех поголовно юных россиян, и, по крайней мере, часть из них понимает, что реальные знания куда более верный путь к успеху, чем принадлежность к тусовке, шальные деньги или сила, согласно пословице стопроцентно заменяющая ум.
В ток-шоу "Большие" дискутируют молодые интеллектуалы. И хотя по нелепому замыслу художника-постановщика их зачем-то сажают в огромные стулья, похожие на детские стульчики для кормления, да и название неоправданно ироничное - типа, смотрите, маленькие, а рассуждают как большие, участники ток-шоу, несмотря на молодость, думающие, цельные и в чем-то уже вполне состоявшиеся люди, которые имеют свой взгляд на искусство, литературу и общественное устройство. И корифеи культуры, которые приходят в студию в качестве экспертов, общаются с ними совершенно на равных, иногда с восторгом отмечая оригинальность их мышления и неожиданность подхода к той или иной проблеме. Ток-шоу "Большие" тоже выходит в эфир еженедельно и дефицита в молодых интеллектуалах явно не испытывает, а всё равно многим кажется: и эти нетипичные. И этих по пальцам можно перечесть, а большинство их сверстников либо пиво на лавочках глушит, либо отрывается на дискотеках, презирая "ботанов" и знать не желая, что Пушкина убил не Лермонтов, а Дантес (да, в сущности, не очень уже представляя, кто такой этот Пушкин).
Режиссёр-документалист Сергей Мирошниченко для своего фильма "Рождённые в СССР" отбирал как раз типичных - семилетних ребят, живущих в разных республиках Советского Союза и объединенных исключительно страной рождения и проживания. Проект под названием "7 up" придумали в 1964 году англичане: взяли своих семилеток и решили снимать их коллективный портрет каждые семь лет. Их героям сейчас по 49, и сериал продолжается.
Героям Мирошниченко сегодня 21 год, и о них - третья часть фильма, которую на минувшей неделе показала "Россия". До этого были две: "Рождённые в СССР. 7 лет" и "Рождённые в СССР. 14 лет". Начинали снимать в единой стране, хотя и разделённой на республики. Некоторые герои фильма по-прежнему живут у себя дома (хотя теперь уже эти "дома" называются каждый по-своему), а некоторые разъехались по всему миру, оказавшись в Америке, Германии, Франции и Израиле.
О геополитических катаклизмах, пришедшихся на период их детства, нынешние 21-летние почти ничего не помнят. Об этом им напоминает лишь первый фильм Мирошниченко, фрагменты из которого входят во вторую и третью части фильма. Вот семилетний Дима подходит к абсолютно пустому прилавку и спрашивает у продавца: привезут ли молоко? Продавец шутит: "У молока сегодня выходной". Тот же Дима, уже отслуживший армию, пожимает плечами: "Не помню такого". Не помнит он и как на вопрос: "Кто такой октябрёнок?" (Диму тогда только что приняли в октябрята) - ответил: "Помощник Ленина". А на следующий вопрос режиссёра: "В чём помощник?" - пожал плечами: "Не знаю. Нам этого не объясняли".
Грузинский мальчик Ладо из высокопоставленной дипломатической семьи уже в семь лет признавался: "Не люблю я всех этих Лениных". Сегодня он, переживший войну и разруху, учится в Страсбурге, говорит на нескольких языках и собирается вернуться домой в Грузию. И хотя происходящее сегодня на его родине не очень ему нравится, он, тем не менее, уверен, что обретение Грузией независимости - великое дело.
Повторю, что Сергей Мирошниченко не отбирал специально самых умных, или самых красивых, или самых оригинальных детей. Все они были типичными советскими семилетками из самых разных семей - бедных и обеспеченных, рабочих и номенклатурных, сельских и городских. Да и, поди, угадай, какими эти ребята станут через семь, четырнадцать и далее (проект продолжается) лет, хотя режиссёр вслед за кем-то из мудрецов и убеждён, что в 7 лет человек уже вполне сформировался.
Тем удивительнее, что все герои, несмотря на различные перипетии прошедших лет, выросли в приличных молодых людей. Они учатся, работают, создают семьи, рожают детей, свободно владеют языками и свободно передвигаются по миру. Они радуются возможностям, которые открывает для них жизнь, и наслаждаются молодостью, задумываясь, впрочем, и о будущем - своём и своих детей. Важно, что и в настоящем, и в будущем они рассчитывают на собственные силы и способности.
Среди героев фильма не оказалось ни бандитов-отморозков, ни "гламурных подонков".
Возможно, потому, что Мирошниченко 14 лет назад и впрямь угадал в семилетках "сформировавшихся личностей", а возможно, и потому, что они строят свою жизнь, думая о продолжении сериала и пытаясь не обмануть ожиданий режиссёра. Но первична всё-таки жизнь, а не сериал. Самое ценное, что в нём есть, - портрет целого поколения в развитии. Да, они, может быть, не похожи на нас в молодости, так время иное и они - иные. Но не хуже, а скорее даже лучше нас. Главное, что свободные. Живые. Ищущие свой путь. Разные.
Мнения по теме: