Отечественные автомобили для таксопарков
В министерстве разъяснили, что сформированный перечень является частью реализации законодательных нововведений, регулирующих применение машин российского производства в пассажирских перевозках. «Под критерии разработчиков законопроекта попадают более 20 моделей от шести российских брендов», — подчеркнули в сообщении ведомства.
В утвержденном списке представлен широкий модельный ряд: Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend и Niva Travel, УАЗ «Патриот» и «Хантер», Sollers SP7, электромобили Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, кроссоверы Voyah Free, Dream, Passion, а также модели возрожденного бренда «Москвич-3», «Москвич-3е», «Москвич-6» и «Москвич-8».
Как уточнили в Минпромторге, данный перечень является предварительным и может быть дополнен по мере появления новых моделей на рынке. В ведомстве отмечают, что требования закона предусматривают высокий уровень локализации производства автомобилей для работы в такси — это должно способствовать развитию отечественного автопрома и снижению зависимости от иностранных поставщиков. В министерстве добавили, что ведется работа по взаимодействию с производителями для расширения ассортимента пригодных для такси машин.
Суть нового законодательства и его влияние на рынок такси
С 1 марта 2026 года в России вступает в силу законодательство о локализации такси, ужесточающее критерии допуска транспортных средств к работе в этой отрасли. Согласно новым правилам, в региональные реестры такси смогут быть включены только те автомобили, которые соответствуют одному из двух условий: набирают не менее 3200 баллов по уровню локализации (как при госзакупках) или произведены по специальному инвестиционному контракту (СПИК), заключенному с 2022 по 2025 год. Данные меры фактически исключают из эксплуатации большинство распространенных иномарок, таких как Hyundai, Kia и Volkswagen.
В Минпромторге заявили, что целью этих мер является стимулирование развития российского автомобилестроения и сокращение зависимости рынка такси от зарубежных производителей. При этом представители министерства отметили, что переходный период будет реализован поэтапно, чтобы избежать резкого ухудшения транспортной доступности, особенно в регионах.
Поэтапный переходный период
Для смягчения последствий нововведения отдельным субъектам Российской Федерации будет предоставлена отсрочка. Регионы, которые столкнутся с дефицитом подходящего транспорта, смогут запросить дополнительное время — до 1 марта 2027 или даже 2028 года — для адаптации к изменившимся условиям. Решение будет приниматься с учетом особенностей автомобильного рынка и логистики в этих регионах. В Минтрансе подчеркивают, что дополнительные годы позволят местным таксопаркам адаптироваться к новым стандартам и обеспечить стабильное функционирование транспортных услуг.
Критика и возможные последствия
Специалисты автомобильной отрасли указывают на то, что даже с учетом предоставленных отсрочек новые ограничения способны серьезно затруднить работу служб такси за пределами крупных городов. По их оценкам, местные перевозчики зависят не только от доступности автомобилей отечественного производства, но и от финансовых возможностей их приобретения и последующего технического обслуживания. В ближайшее время цены на такси могут увеличиться в четыре раза из-за закона о локализации автомобилей, прогнозируют сами таксисты.