|
Больные дети “нашим” не нужны. |
|
|
Усыновить можно только по закону – в суде с участием прокурора, представителя органа опеки и попечительства, будущих родителей и самих детей, если им к тому времени исполнилось 14 лет (при необходимости и десятилетние участвуют в судебном разбирательстве). Прокурорское заключение является основой судебного решения.
Преимущественное право на усыновление имеют россияне. Иностранцы — только в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ и лишь по истечении установленного законом срока со дня постановки таких детей на централизованный учет. Анкеты для ознакомления сначала предлагают российским гражданам и только потом иностранным — если “наши” откажутся от усыновления. А такое происходит часто.
Объяснение тут простое – больные дети, тем более с отягощенной наследственностью не востребованы. К тому же российским законодательством не предусмотрено материальное стимулирование усыновителей, поэтому граждане предпочитают оформлять опеку над детьми (попечительство). Сейчас на учете 17 граждан, которые хотели бы усыновить ребенка.
Министерство образования и молодежной политики Чувашии, начиная с 2003 года, сотрудничает по вопросам усыновления с 10 аккредитованными представительствами иностранных государств – семь таких представительств из США, по одному – из Швеции, Испании и Италии. Однако, повторимся, усыновление детей россиянами остается приоритетным. Специалисты Мин-образования совместно с попечительскими структурами при местном самоуправлении стараются привлечь к обездоленным детям как можно больше граждан. Например, дала результат республиканская акция “Найди меня” - после размещения в СМИ информации о детях, нуждающихся в усыновлении, 15 из них обрели родителей из числа россиян.
С прошлого года действует Закон “О социальной поддержке детей в Чувашской Республике”. Это стимул для тех, кто принимает сирот в свои семьи. Средства для материальной поддержки детей предоставляются из республиканского бюджета по Правилам, утвержденным постановлением Кабинета Министров. С принятием Закона “О социальных гарантиях приемной семье” получила распространение такая форма устройства детей-сирот, как приемная семья. Она создается по договору между администрацией района (города) и приемными родителями. Средства на содержание детей и оплату труда приемных родителей выделяют местные бюджеты, а поступают они туда из фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета.
Прокуратура Чувашии особо заботится о соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недавно прокурор Ибресинского района отстоял жилищные права Татьяны. В трехлетнем возрасте она попала в специализированный дом ребенка г. Шумерли, где находилась до 2000 года (мать умерла, отец отказался от воспитания дочки). За это время дом в поселке Ибреси, где малолетняя Таня жила с родителями, снесли, жилплощадь за девочкой не закрепляли. В прошлом году райпрокурор обратился в суд — просил обязать Ибресинскую райадминистрацию предоставить девушке жилье. Этим летом прокурорский иск был удовлетворен.
В городах и районах ежегодно проводятся комплексные проверки интернатов – не нарушают ли там законодательство, в том числе по социальной защите и устройству подопечных. В соответствии с федеральным законодательством для формирования республиканского или регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без опеки родителей и не устроенном на воспитание в семью.
Но не везде ответственно подходят к выполнению этой важной задачи. К примеру, не были переданы данные о детях, воспитывающихся в Ибресинской, Октябрьской, Калининской специальных (коррекционных) школах-интернатах. В интернатные учреждения Вурнарского района с 2003 года направлено 30 детей, из них 10 – в этом году, но ни по одному ребенку сведения в региональный банк данных не поступали. За нарушение сроков передачи информации на пятерых должностных лиц органов опеки и попечительства возбуждены дела об административном правонарушении.