В Больших Ремезенках Чамзинского района живёт Николай Литяйкин.
Судьба его сложилась драматично. Он стал инвалидом: потерял обе руки и ногу. Жить в селе с такими травмами очень и очень непросто. Надо и воду таскать, и в доме убирать, и огород обрабатывать. Пока была жива мать, Николай Константинович с её помощью справлялся с хозяйством. Но мама умерла, и Литяйкин остался без её спасительной заботы. Хотя он духом не падает, старается как-то держаться, но всё же многие обязанности по дому не может выполнять чисто физически. Трудно сказать, как сложилась бы дальше жизнь больного человека, если бы на помощь ему не пришел тимуровский отряд из здешней школы.
Для большинства школьников само понятие "тимуровское движение" ничего не значит. В девяностые годы пионерская организация прекратила своё существование, а вместе с ней ушли из жизни и многие практические составляющие пионерской работы, в том числе и тимуровские отряды, основной обязанностью которых была помощь и забота о ветеранах войны и труда, инвалидах и многодетных семьях. Кроме чисто практической пользы для таких семей, тимуровское движение имело большое воспитательное значение для самих детей. Тимуровская работа воспитывала у ребят чувство патриотизма, трудолюбие, ответственность и умение организовать свое время. В этом смысле школьникам из Больших Ремезенок повезло.
-В нашей школе пионерская организация не прекращала деятельность ни на один день, - рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Ольга Фетхулова,- поэтому с первого школьного дня ребята знают о существовании тимуровских отрядов и их работе. Такие отряды есть в каждом классе, и на общешкольных линейках они отчитываются о том, что сделано и что планируется сделать.
Кому помогают сельские школьники? Ну, во-первых, они неплохо знают своих земляков и их нужды, потому что сами живут в этом селе. Во-вторых, ребята обходят дома сельчан и на месте выясняют, кому требуется их помощь. А в третьих, классные руководители направляют их деятельность в нужное русло.
Среди самых активных и трудолюбивых тимуровцев - шестиклассники Александр Авторин, Таисия Осипова, Александр Назаркин, Раиль Фетхулов, Сергей Фадеев, Михаил Юдин и Андрей Сидоркин. Девятиклассники опекают Полину Прокину, в прошлом активистку и ударницу, стоявшую у истоков газификации села, инициатора установки в селе памятника павшим воинам.
Заслуги этой женщины перед земляками не забыты, но сейчас она сама нуждается в помощи, и эту заботу о ней взяли на себя школьники. Они моют в доме полы, носят воду, весной копают огород, осенью убирают картошку, а заодно и изучают по рассказам Полины Андреевны историю родного села. Не забывают ребята и свою бывшую учительницу Татьяну Храмову. Сейчас она на заслуженном отдыхе, и ребята частенько забегают к ней, помогают по хозяйству.
Среди подопечных тимуровцев и Николай Литяйкин, который не устаёт благодарить юных помощников и спасителей.
Корреспонденты "ИМ" встретились с учениками 6 класса и их классным руководителем Ниной Кривошеевой.
- Каждую субботу после 5-го урока мы ходим к Елизавете Чаиркиной.
Она - ветеран труда и пенсионерка, - рассказывают тимуровцы. - Мы чистим тропинки у дома, моем полы и протираем пыль. Елизавета Семёновна рассказывает нам о себе, вспоминает, как жили в войну сельчане. Нам очень интересно с ней общаться.
В Ремезенки мы приехали в понедельник, а в выходные намело столько снега, что и из дома не выйдешь! И если в городе на уборке снега работают специальные машины, то в селе, чтобы пройти от одного дома к другому, надо взять в руки лопату и самостоятельно расчистить тропинку. Елизавете Семёновне такая нагрузка не под силу, поэтому ребята наметили внеплановый визит к старушке. Нас они, естественно, взяли с собой.
- Тяжёлая жизнь позади, - вздыхает Чаиркина. - 70 лет в этом году мне будет, всего повидала. На торфе работала, девчонкой канавы у железной дороги рыла, зерно грузила и сено заготавливала. Сейчас вот живу одна. Своих детей Бог не дал, жду ребятишек из школы каждую субботу. Они приедут, помогут и поговорят со мной - вроде бы мне и легче станет. Зимой мне особенно тяжело - силы нет, никуда не выхожу.
Думаю, вы согласитесь, что жизнь детской организации в Большеремезенской школе и её руководителей-педагогов подтверждают: отработанные десятилетиями методы работы с детьми имеют право на существование и развитие. И не важно, как называется организация - пионерская или "ДОМ", как в Чамзинке, главное, от неё - огромная польза и школьникам, и их подшефным.
Татьяна Налётова, Наталья Крылова, «Известия Мордовии».