Государство может регулировать рынок цифрового обучения с помощью системы налогообложения.
С такой инициативой выступил председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ 17 сетнября по образованию и социальной политике.
Тему встречи «Проблемы и перспективы развития онлайн-образования в Российской Федерации». На мероприятии представители ФОИВ и эксперты обсудили текущее состояние и перспективы рынка российского онлайн-образования, правовое регулирование образовательного цифрового продукта и возможности государственного контроля за его качеством.«Рынок онлайн-образования оказался наводнён деструктивным контентом, который под видом коучинга, мотивационных программ и «курсов по успеху» внедряется в сознание потребителей без малейшей экспертизы или ответственности.
По официальным оценкам, в 2024 году рынок онлайн-образования в России превысил 140 млрд рублей, а число ежегодных покупателей EdTech-продуктов уже достигло 10 миллионов человек. За внушительными цифрами скрываются масштабные проблемы. Практически любой желающий может сегодня разработать и продавать онлайн-курс, не обладая лицензией и не неся ответственности перед потребителем. Количество жалоб на образовательные услуги в Роспотребнадзор за прошлый год выросло почти на 30 процентов. Нельзя, с одной стороны, запрещать людям заниматься любой ерундой, за которую они готовы платить.
С другой, государство не может оставить без внимания качество распространяемого контента», – говорит Валерий Корнеев. К деструктивному контенту необходимо относить, в первую очередь, различных инфоцыган и псевдокоучей, а также гадалок, тарологов, пропагандистов чайлфри, ЛГБТ, антипрививочников, «достигаторов успеха», людей, продвигающих потребительское отношение к браку, антигосударственную повестку и тд.
Валерий Корнеев предлагает дополнительно к действующей системе налогообложения добавить «акциз на деструктивный контент» в размере от 20 до 80% от оборота, в зависимости от степени вредоносности распространяемого инфопродукта, который действовал бы аналогично акцизам на табачную и алкогольную продукцию. Определять какой контент является деструктивным и в какой степени, могут экспертные комиссии из соответствующих профилю научных учреждений, а собранные средства можно бы было направлять на поддержку интернет-авторов, производящих действительно полезные для граждан информационные и обучающие программы.
Каковы примерно могли бы быть ставки акциза на деструктивный контент? Предлагается следующая градация:
- Полезный контент – 0%.
- Частично полезный контент – 20%.
- Бесполезный контент – 40%.
- Частично вредный/деструктивный контент – 60%.
- Полностью вредный/деструктивный контент – 80%.