После окончания Московского авиационного института по специальности «инженер-механик летательных аппаратов» в 1964 году Виктор Александрович Ременный был распределен в конструкторское бюро Королева. Работая в ОКБ-1, он столкнулся с одной из нигде не афишируемых тогда космических загадок - светящимися частицами, наблюдаемыми с пилотируемых космических кораблей.
В освоении околоземного пространства очень многое находилось под грифом секретности. Детали космических полетов во избежание утечки информации ни советскими космонавтами, ни американскими астронавтами широкой гласности не предавались. Но шила в мешке не утаить. Впервые на появление светящихся частиц вблизи космического корабля «Восток» в 1961 году обратил внимание Юрий Алексеевич Гагарин. В феврале 1962 года их видел американский астронавт Джон Гленн, совершивший вокруг Земли три витка на корабле «Меркурий», и стартовавший следом за ним в мае американец Скотт Карпентер. Впоследствии световые частицы наблюдались в каждом полете пилотируемых космических кораблей.
Нетрудно представить ощущения, испытанные космонавтами, когда в поле зрения иллюминатора практически на протяжении всего полета появлялись и исчезали десятки ярких световых пятен! Молодой ученый Виктор Ременный взялся за их изучение. Его работа так и называлась «Исследование некоторых параметров атмосферы вокруг космического корабля (явление светящихся частиц)».
С одной стороны, сразу же после первых полетов в космос советская наука еще раз громогласно заявила, что Бога нет, иного разума не существует, мы во Вселенной одиноки, а с другой - столкнулась с такими необычными явлениями, которые требовали кропотливого изучения и осмысления. Отчего появляются эти светящиеся частицы? Каково их происхождение? Наконец, какое влияние они оказывают на космический корабль?
В основу всех оценок явления световых частиц Виктором Ременным были положены наблюдения космонавтов. Полученные ими данные можно было считать достаточно объективными, потому как наблюдения проводились лицами, имеющими обширную летную, навигационную и инженерную подготовку, а также специальную подготовку для наблюдения за подобным эффектом.
Частицы имеют первоначальную скорость порядка нескольких дециметров-метров в секунду, потом явно тормозятся, уходя в сторону и образуя веерообразный шлейф. Их размер в основном от 1 до 10 миллиметров, но есть единицы и значительно больше. Цвет световых частиц белый, при заходе в тень - серый. Количество одновременно присутствующих частиц в поле зрения иллюминатора от единиц в стабильном режиме до нескольких десятков при динамических возмущениях. Наблюдаются световые частицы на расстоянии до четырех метров от космического корабля. Направление движения частиц относительно корабля неоднородно, но во всех случаях они перемещаются в сторону, противоположную направлению полета, а также в противоположную сторону при вращении корабля относительно центра масс. Любопытно, что после неоднократных ударов по обшивке и поверхности иллюминатора частицы перестают появляться, но через несколько часов они вновь становятся их источником.
Говоря о происхождении светящихся частиц, Виктор Ременный выдвинул гипотезу, что причиной их появления является разрушение внешней поверхности космического корабля! В состав светящихся частиц, по его мнению, входила обычная пыль, покрывающая корабль, побочные продукты работы двигательных установок и продукты разрушения космического корабля.
Долгие годы Виктор Александрович Ременный никому не рассказывал о своей работе в КБ Королева и защищенной им кандидатской диссертации по светящимся частицам, да его об этом никто не расспрашивал. Только в прошлом году читатели «Золотого кольца» впервые узнали, что в Ярославле живет человек, принимавший активное участие в подготовке полета автоматической космической станции «Зонд-5» с черепашками на борту вокруг Луны.