Киргизская оппозиция взяла штурмом Дом правительства и захватила кабинет президента Аскара Акаева. Не успевших скрыться министра обороны и главу министерства национальной безопасности взяли в плен и заставили написать заявления об отставке.
Позавчера днём оппозиция заняла здание правительства Киргизии. Милиция отступила от Дома правительства в сторону здания министерства обороны, которое находится неподалёку. Вместе с ней отошла и группа сторонников Аскара Акаева. Их никто не преследует.
Представители оппозиции утверждают, что их сторонники захватили в здании правительства Киргизии в Бишкеке министра обороны Эсена Топоева и главу министерства национальной безопасности Калыкы Иманкулова. Согласно этим данным, Топоев и Иманкулов сейчас пишут заявления об отставке.
По неподтвержденной информации, среди военнослужащих внутренних войск, охранявших Дом правительства, есть раненые. Ворвавшиеся в здание правительства бьют стёкла и выбрасывают из окон документы. Часть участников митинга направилась с площади к мэрии Бишкека, ожидается, что они также предпримут попытку её захвата.
Позавчера оппозиция фактически вышла к последнему рубежу революции.
С утра около тысячи человек собрались на центральной площади Бишкека у здания наркологической больницы, чей директор был на стороне оппозиционеров. Прямо с крыши нарколечебницы лидеры оппозиции обратились к народу. Туда же приехал и и.о. министра внутренних дел Кенешбек Душебаев. Митингующие встретили нового назначенца Акаева недовольными возгласами, однако к его речи прислушались. Душебаев призвал демонстрантов оппозиции не брать штурмом и не грабить правительственные здания. За это правоохранительные органы не будут применять силу в отношении митингующих. Душебаев даже пообещал, что если ему отдадут приказ стрелять по мирным демонстрантам, он сам перейдёт на сторону народа. Министр признал, что некоторые милиционеры переходят на сторону протестующих «по собственному убеждению или по принуждению». Однако Душебаев предупредил, что милиция будет мирной только в случае мирных демонстраций.
«- Мы не будем стрелять в миролюбивых законопослушных граждан, женщин, стариков и детей. Но миролюбивые граждане никогда не будут захватывать госучреждения, – заявил министр. – Если их действия выходят за рамки закона, мы намерены использовать весь арсенал», – пообещал Душебаев. Весомость его слов подтверждал вертолёт, кружащий над районом, что не совсем обычно для Бишкека.
В это время в скверах, прилегающих к Дому правительства, где расположена администрация президента, начали собираться мрачные люди, преимущественно мужчины. Группами по 15-20 человек они расположились на газонах. Вскоре к зданию правительства подтянулись и демонстранты. К 11 часам на площади собрались уже несколько тысяч человек. «Кель-кель! Кель-кель!» – скандировали оппозиционеры. «Кель-кель» по-киргизски значит «Вставай и иди». Возможно, это обращение к оппозиционерам, сидящим на газонах, может, идти предлагалось Акаеву (разумеется, в отставку), однако в Киргизии существуют две молодежные организации с аналогичным названием, причём одна из них проправительственная. Участники акции растянули над трибуной, где выступали лидеры оппозиции, жёлтое полотнище с антиправительственными лозунгами.
На площадь прибывали люди из разных регионов – как с севера, так и с юга Киргизии. Организаторы раздавали участникам розовые и жёлтые ленты, а по периметру площади сторонники оппозиции выставили оцепление. За ними на подступах к зданию стояло тройное оцепление милиции. Выступивший на митинге лидер оппозиционного Народного движения Киргизии Курманбек Бакиев заявил: «- Президент видит, сколько людей собралось на митинг, и он должен уйти в отставку». Митингующие поддержали Бакиева дружным гулом.
Благодаря выступлению перед народом министра внутренних дел оппозиция передумала штурмовать Дом правительства и собиралась вести себя мирно, об этом рассказал лидер оппозиционного молодёжного движения Искендер Шашеев. Однако президент всё же решил покинуть здание правительства. Кортеж Аскара Акаева выехал из Дома правительства и по улице, огибающей здание, направился в сторону одной из центральных улиц города, которая ведёт к его резиденции. Как потом выяснилось, президент раньше всех понял всю серьёзность ситуации.
Вдруг на площади началось что-то странное. В толпе раздались несколько громких хлопков, похожих на выстрелы. Среди митингующих появились люди в гражданской одежде, вооружённые дубинками и щитами, которые стали разгонять демонстрантов и кидать в толпу сторонников оппозиции камни. Толпа ответила тем же. Появились тяжелораненые.
Мирная демонстрация ненадолго превратилась в кровавую потасовку, причем с кем, так до сих пор непонятно. Вскоре толпа демонстрантов оттеснила атаковавших её людей в штатском со щитами и дубинками и вернулась к зданию исторического музея на центральной площади Бишкека. Однако на этом всё не успокоилось. Группы молодых людей из толпы стали кидать камни в милиционеров, оцепивших здание правительства Киргизии, и пытаться бить их палками (те пока прикрываются щитами). Другие тем временем уже били стёкла в автобусах, стоящих недалеко от центральной площади города, где проходит акция оппозиции. Организаторы митинга уговаривали молодых людей не нарушать общественный порядок, но те их уже не слушали. Вскоре им удалось сломить милицейское сопротивление, и оцепление стало организованно отступать.
«Газета.Ru»