Закидали агитками
В подъездах чебоксарских многоэтажек ковры из «желтых» листовок. Даже чистюля баба Клава, обычно пылинки сдувающая с окон, махнула рукой. «А чего стараться, — вздыхает дворник, — если к вечеру опять накидают в почтовые ящики этого добра». Шустрые ребята, нанятые кандидатами, не дремлют. «Этого добра» действительно хватает. У предвыборной макулатуры нынче запредельные тиражи.
На всякий случай Центризбирком пересчитал всех изготовителей агитационных материалов. И в этом перечне из 39 типографий есть любопытные детали. Оказывается, на благо кандидатов разрешено поработать 9 индивидуальным предпринимателям и 9 государственным унитарным предприятиям, 18 обществам с ограниченной ответственностью, а также ЗАО, редакции районной газеты, полиграфической базе ЧРО КПРФ. Часть заказов из-под носа местных печатников «увели» три москов-ские и одна йошкар-олинская фирма.
В ассортименте на первом месте расположились партийные многотиражки, информационные бюллетени, листовки. Но немало товара и «для души». Например, календарики на выбор — «шалашиком», настенные, карманные. А чего стоят глянцевые самоклеящиеся агитки в троллейбусах и людных местах? Полгорода уже носит хозяйственные пакеты с логотипом одной партии. А что у вас, ребята, в рюкзаках?
О чем же пишут участвующие в выборах господа и товарищи? Что ни экземпляр, то кричащая нескромность. Один из кандидатов поднаторел в беспощадной критике конкурента — явного лидера предвыборного марафона. В пух и прах разнеся его программу, сам взамен не придумал ни одного предложения. Зато другой соискатель красного мандата лукаво заявляет: «Я знаю, как это сделать». Но свою тайну хранит как партизан.
Заметно повальное увлечение выдергиванием цитат из речей любимого руководителя государства. Право неловко, когда иное отдельное слово «за уши» притягивается к имиджу той или иной партии. «Кавычь его, не кавычь» — все равно оно не о вас сказано. Не забыли о переводе
Центризбирком между тем вершит свои текущие оргдела. Увидела свет строгая Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования (результатов выборов), составления протоколов избиркомов и обработки информации. К этому будет подключена беспристрастная ГАС «Выборы». А тексты избирательных бюллетеней для голосования по одномандатным избирательным округам переведены на чувашский язык. По 22 избирательным округам их будет отпечатано 973,5 тыс. штук. Зато по кратким названиям и эмблемам политических партий, которые участвуют в выборах по единому избирательному округу, полная ясность. В бюллетенях они будут напечатаны на одном из двух государственных языков Чувашской Республики — на русском. Не дешевая и не дорогая
Зря тень на плетень навел председатель ЦИК России господин Вишняков. На всю страну он как-то заявил, что выборы в Чувашии чуть ли не самые дорогие среди девяти регионов, где 8 октября состоится голосование. Оказывается, как говорят в Одессе, «хотеть и мочь» — две большие разницы».
Сенсации не получилось. Промежуточные отчеты партийцев в Центризбирком показывают, что по состоянию на 14 сентября наибольшая сумма пожертвований поступила в избирательный фонд регионального отделения партии «Родина» — 6 млн. 500 тыс. руб. Раскошелились 7 юридических лиц. На втором месте «Единая Россия» — 6 млн.116 тыс. руб. Собственные средства партии составили свыше 30% от суммы поступлений в избирательный фонд, 4 пожертвования поступили от граждан и 23 — от юридических лиц. У «Патриотов России» — 1 млн. 627 тыс. руб. Избирательный фонд полностью сформирован из собственных средств партии. ЛДПР находится на четвертом месте — 1 млн. 400 тыс. 280?руб. Это пожертвования 26 граждан (35%) и 4 юридических лиц (65%).
Меньше всего сегодня дают коммунистам. На счету избирательного фонда КПРФ только 306 тыс. 500?руб. Среди них собственные средства партии составили 49%, а добровольные пожертвования граждан (10 человек) — 51%.