По статистике, в стране 12 процентов от общего числа препаратов, что всучиваются покупателям, не принесут никакой пользы. Причина тому проста. В некоторых городах и весях попросту некому контролировать, что именно продается в аптеках. Раньше сертификацией лекарственных средств занимались контрольно-аналитические лаборатории (центры), которые имелись на каждой территории. В результате административной реформы полномочия по контролю качества перешли на федеральный уровень, и не во всех регионах удалось сохранить контрольно-аналитическую службу, и там фальсификаторам раздолье.
Чувашии же в этом плане повезло, считает руководитель Управления Росздравнадзора по ЧР Венера Муллина. Благодаря взаимопониманию между федеральными и республиканскими властями, Росздравнадзором и Минздравом республики удалось не только сохранить, но и придать новое качество контрольно-аналитической службе в лице ГУЗ «Информационно-методический центр обращения средств медицинского применения» Минздравсоцразвития Чувашии. В составе учреждения имеется испытательная лаборатория, аккредитованная на техническую компетентность и независимость. Первым делом сотрудники центра требуют, чтобы все поставщики лекарств в обязательном порядке подвергали свою продукцию и документы входному контролю, который проводится в республике аж с 1997 года. Ах, какие бури негодования приходилось выдерживать принципиальным фармацевтам. И жаловались на их самоуправство, и грозили. И неудивительно: в первое время почти половину лекарств приходилось забраковывать по тем или иным причинам. То документы оформлены неправильно, то сами препараты вызывают сомнения.
Но постепенно поставщики привыкли к новым правилам игры. Два года назад после всех проверок на рынок по разным причинам не допускалось 10 процентов лекарств. В прошлом — только 3,5 процента. Как рассказала директор центра Юлия Алексеева, чаще всего в Чувашию стараются завезти поддельные лекарства, которые якобы изготовлены в Венгрии, Польше или Канаде. Любимым препаратом мошенников остается антиаллергическое средство супрастин, как раствор для инъекций, так и таблетки. На втором месте гормональные — лоринден и флуцинар. Замыкает тройку лидеров всем хорошо известный терафлю, который публика охотно принимает во время простуды. Самое интересное, что фальсификаторы подделывают как дешевые лекарства, так и дорогие, известные и хорошо зарекомендовавшие себя марки.
Бывает, что под определение «подделка» попадает продукция солидного предприятия. Просто жадный производитель хочет заработать больше, чем задекларировал. Вот и трудится цех по ночам или в 3-ю смену, вырабатывая продукцию, которую потом постарается протолкнуть на рынке по поддельным документам. Кстати, обнаружить фальшивку, которую пытаются завезти в республику, можно уже во время проверок бумаг. Например, только за этот год под подозрение попали 98 сертификатов. Они оказались поддельными, и вряд ли продукция, которая была обозначена в них, тоже могла бы принести пользу. Судя по исследованиям, аферисты используют мел, чтобы наполнить таблетку содержимым, или какие-то дешевые аналоги нужных компонентов. Воздействуют подобные препараты на организм слабо, и лечение может не оказать желаемого эффекта, объясняют медики.
И бояться нужно не столько подделок, убеждены в Росздравнадзоре, ведь на самом деле их доля в Чувашии ничтожно мала и недотягивает даже до 1 процента. Гораздо чаще встречаются недоброкачественные лекарства. Когда препараты вывозили с завода, они вполне могли быть пригодными к употреблению. Но по дороге нежный товар заморозили или, наоборот, перегрели, и вот результат – на прилавок попадает бесполезная микстура. Известно, что если изменить температуру хранения лекарства на 1 градус, то срок годности может сократиться на целый год. Но аккуратно доставить товар до аптеки удается не всегда и не всем. Например, один поставщик из Нижнего Новгорода проявляет удивительную небрежность, когда привозит лекарства в Чувашию. Не в первый раз его вежливо разворачивают обратно, поскольку его товар признается непригодным. Увы, пока это все, на что способны контролирующие органы. Согласно закону, только собственник товара может им распоряжаться. Поэтому лекарства, которые изымаются из торговли, снова складываются в коробки и оптовик забирает их обратно. Дальнейшая их судьба покрыта мраком. Будут они уничтожены или снова пойдут в оборот – неизвестно.
Именно поэтому Управление Росздравнадзора по ЧР активно сотрудничает с правоохранительными органами (прокуратурой, таможней и МВД). Человек в форме, который сопровождает ревизора, — это не просто моральная поддержка. Прежде всего, у правоохранительных органов больше полномочий. Они могут изъять подозрительный товар, уничтожить его. В конце концов, провести следствие, чтобы выявить изготовителей и, наконец, надеть на них наручники.
Но вообще, по словам Венеры Муллиной, в Чувашии уже сформировался фармрынок, а в управлении имеется информация на каждого его участника. Реализовывать некачественную продукцию им же обойдется дороже. Во-первых, санкции к нарушителям очень строги. После выявлений подделок сразу ставится вопрос о приостановлении или даже аннулировании лицензии, что, понятное дело, может грозить серьезными убытками, вплоть до разорения. А во-вторых, предприниматели научились дорожить своей репутацией. Зарекомендовав себя с хорошей стороны, им уже не хочется подставлять свое доброе имя под удар.
Интересно, что время от времени в Управление Росздравнадзора по ЧР обращаются новые поставщики, желающие работать в республике. Но, узнав о том, насколько строги требования к ним, некоторые из них больше не появляются.