Прибалты вновь лидеры Евросоюза по числу умышленных убийств
Об этом свидетельствуют сухие статистические данные. Примечательно, что грабежи и угоны автомобилей в Прибалтике происходят реже, чем в экономически развитых западных странах. Оно и понятно: за наживой лучше отправляться во Францию или Швецию. Но Литва, Латвия и Эстония от этого отнюдь не становятся более безопасными странами.
В недавно опубликованных отчетах Eurostat оперирует данными за 2017 год (вероятно, за 2018-й вся необходимая информация еще не собрана). Если верить экспертам, в этот период на территории ЕС зарегистрировано около 5200 умышленных убийств. Результат вроде бы неплохой — на 19% меньше, чем в 2008 году. Но общую картину подпортили три маленькие прибалтийские республики, которые оказались самыми «смертоносными».
Среди членов ЕС самое большое количество умышленных убийств в пересчете на 100 тысяч жителей было зарегистрировано в Латвии (5,6). Следом идет Литва — 4,0. Эстония сильно отстала, но и ее результата (2,2) хватило, чтобы войти в тройку лидеров.
Наш корреспондент заинтересовался предыдущими статистическими данными и выяснил, что ситуация в 2016 году аналогична — чаще всего насильственной смертью умирают жители трех прибалтийских республик. В Литве зарегистрировано 5,64 убийства на 100 тысяч жителей, в Латвии — 4,92, в Эстонии — 2,51. Словом, прибалтийские «сестры» вне конкуренции.
На фоне стран «старой» Европы их показатели выглядят особенно удручающе. Возьмем, к примеру, Скандинавию, на которую после развала СССР традиционно ориентируется Прибалтика. В Швеции за 2017 год зарегистрировали 1,1 убийства на 100 тысяч, столько же в Дании. Норвегия оказалась почти в конце списка — 0,5. Даже если суммировать показатели всех трех стран, одна Латвия обходит их более чем в два раза. В прибалтийской республике в пересчете на душу населения фиксируют в 5–6 раз больше умышленных убийств, чем в Северной Европе.
Впрочем, по другим видам преступлений Литва, Латвия и Эстония не оказались в топе. Так, к примеру, Eurostat проанализировал данные по ограблениям за 2017 год. Лидером среди Прибалтийских республик оказалась Литва (38 случаев на 100 тысяч жителей), но это довольно посредственный результат. Показатель Бельгии — 167, Франции — 150. Следом идут Испания, Англия, Португалия и Швеция. Кстати, Эстония в этом рейтинге умудрилась оказаться среди аутсайдеров (здесь зарегистрировано всего 15 ограблений на 100 тысяч жителей).
Похожая ситуация наблюдается и с угонами автомобилей. К примеру, в Литве с населением менее 3 миллионов человек в 2017 году зафиксировано 999 угонов. В Италии, где численность населения больше примерно в 20 раз, эта цифра превышает 145 тысяч.
Казалось бы, для прибалтийских республик это хорошая новость. Но едва ли она указывает то, что правоохранители Литвы, Латвии и Эстонии эффективнее борются с грабителями и угонщиками автомобилей. Скорее всего, мало кому приходит в голову совершать ограбления и угонять автомобили в самых бедных странах Евросоюза.
Проще перебраться в ту же Францию и замахнуться на крупную добычу, а не ловить мелкую рыбешку на Балтийском побережье.
В этом контексте статистика умышленных убийств в Прибалтике выглядит особенно удручающе. Логику преступников можно было бы понять, если бы они руководствовались какими-то корыстными интересами. К примеру, если бы убийства совершались во время попыток ограбить банк или завладеть чьей-то частной собственностью. Но грабят и угоняют автомобили в Прибалтике нечасто, а количество умышленных убийств здесь просто зашкаливает.
Косвенно это подтверждает, что тяжкие преступления, как правило, совершаются на бытовой почве. Или вообще без какой-либо почвы: глупо, беспричинно и с особой жестокостью.
Криминальные хроники Прибалтийских республик свидетельствуют именно об этом. Здесь трудно быть объективным, но слишком уж часто в той же Литве происходят резонансные убийства, которые указывают на психические отклонения их исполнителей. Настолько часто, что журналисты, эксперты и представители правоохранительных органов вынуждены искать причины такой жестокости.
Главный комиссар полиции Литвы Линас Пярнавас предполагал, что спонтанная агрессия является отличительной чертой поколения независимости. А психотерапевт Линас Шлуснис, напротив, во всем винил советское прошлое: дескать, общество в Литве «эмоционально тупое», потому что из-за «советской оккупации» страна потеряла большинство образованных людей.
Вот и получается, что образованный, изучавший химию в Ливерпульском университете, но «эмоционально тупой» Эгидиюс Анупрайтис убивает четырех членов своей семьи. Такие же молодые люди спонтанно убивают 26-летнюю девушку Еву Страздаускайте и композитора Томаса Добровольскиса, который посмел уважительно отзываться о президенте России Владимире Путине. Четырехлетнего мальчика, который не мог выговорить цифры, мать и отчим забивают до смерти.
Латвия, конечно, не отстает. В прошлом году на остановке общественного транспорта в Даугавпилсе между двумя мужчинами разгорелся конфликт, который закончился смертельным ударом ножом. В том же Даугавпилсе суд приговорил к 17 годам тюремного заключения местного жителя, который с особой жестокостью расправился со своим собутыльником: изнасиловал его, пытался выдавить глаза и забил до смерти.
Дворник в Вентспилсе заколол ножом пенсионерку, надругался над ее телом и украл из ее дома… 3 евро. Опять-таки, преступление было совершено спонтанно. По данным следствия, мужчина ходил по жилым квартирам и собирал подписи о проделанной работе. Едва ли мысль об изнасиловании и убийстве 85-летней женщины он вынашивал заранее….
Конечно, подобные преступления совершаются в любой, даже самой цивилизованной европейской стране. Но сухая статистика указывает на то, что в Латвии и Литве такие случаи происходят чересчур часто.
Напоминаем, что речь идет о странах, которые кичатся своей «европейскостью» и противопоставляют себя «варварской», «азиатской» России! Однако данные статистики явно напоминают фразу из крыловской басни «Зеркало и обезьяна»: «Чем кумушек считать трудится, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться».
Валерий ЕЛМАНОВ.