45 лет назад в возрасте 70 лет умер Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Первыми литературными публикациями молодого Бориса Пастернака стали его ещё дореволюционные выступления в альманахе «Лирика», а также книги стихов «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров». Летом 17-го, между двумя российскими революциями 27-летний поэт создаёт книгу «Сестра моя - жизнь», которую он сам счёл своим поэтическим рождением. В первые советские десятилетия Борис Пастернак выпускает как прозаические произведения («Аппелесова черта», «Письма из Тулы», «Детство Люверс» и «Воздушные пути»), так и стихотворные («Высокая болезнь», «Спекторский» и «Второе рождение»). Именно лирика заслужила Пастернаку известность и признание современников в 20-30-е годы.
В годы Великой Отечественной из под пера поэта выходят многочисленные патриотические стихотворения, в августе 1943 он с бригадой писателей посещает Брянский фронт.
По окончании второй мировой 55-летний Борис Пастернак приступил к реализации основного творческого плана своей жизни – написанию романа «Доктор Живаго» о судьбе российского интеллигента в катастрофических обстоятельствах Октябрьского переворота и последовавшей за ним гражданской войны. Одновременно он переводит Шекспира, Гете и грузинских поэтов – переводческая деятельность становится в те годы основным официальным занятием поэта.
Самые драматичные испытания и одновременно наивысшее мировое признание пришлись на долю Бориса Пастернака в последнее десятилетие его жизни. Журнал «Новый мир» не стал публиковать «Доктора Живаго». Тогда в 1957 году роман выходит за пределами СССР и, год спустя, приносит своему автору Нобелевскую премию.
Парадоксально, но присуждение Пастернаку высшей в мире литературной награды стала стартовым сигналом не к чествованиям писателя, а к его откровенной травле со стороны всей советской системы: от партийно-государственного руководства до Союза писателей. Автору всемирно признанного романа грозили и изгнанием из страны, и уголовным делом по обвинению в измене родине. Под столь тяжким прессом Борис Пастернак вынужден был формально отказаться от присуждённой ему премии.
При этом в официальных кругах бытовало мнение, что по советским меркам с Пастернаком обошлись вполне «мягко»: мол, в сталинские времена поэту было бы не избежать лагеря, а то и смерти. Характерным откликом на эти разговоры стала посвящённая Пастернаку песня Александра Галича со словами: «До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели…»
Перенесённые испытания не могли не сказаться на здоровье пожилого писателя – 30 мая 1960 года, после перенесенного инфаркта, поэт умер, по заключению медицинских экспертов от рака легких. Один из крупнейших творцов русской литературы похоронен в подмосковном Переделкине. Смерть Пастернака стала символическим окончанием целого периода русской поэзии ХХ века.
Диплом нобелевского лауреата был вручён сыну Пастернака спустя 30 лет после смерти писателя.
«Лига-пресс»