«Газпром» не исключает покупки 20% акций «Сибнефти», арестованных на счетах ЮКОСа. Одним из условий выкупа бумаг «Cибнефти» топ-менеджмент газовой монополии называет дополнительную оценку пакета.
«- Мы знаем, что 20% акций «Сибнефти», принадлежащих ЮКОСу, арестованы. Если они будут выставлены на рынок и цена будет интересна для нас, мы готовы рассмотреть возможность привлечения этого пакета. В любом случае приобретение этого пакета потребует дополнительной оценки», – заявил вчера заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов, который сейчас исполняет обязанности президента «Сибнефти».
Эксперты считают заявление Рязанова политически нейтральным. «- Рязанов подчеркнул, что «Газпром» планирует рассмотреть покупку пакета только в том случае, если он уже будет выставлен на продажу, – напоминает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. – Ничего удивительного. Менеджмент «Газпрома» ранее заявлял, что хочет консолидировать все нефтедобывающие активы на основе «Сибнефти». Таким образом, покупка 20% пакета вполне вписывается в политику компании».
20% акций «Сибнефти» сейчас находятся на балансе ЮКОСа. Эти бумаги арестованы в рамках дела, заведённого правоохранительными органами против нефтяной компании, а также её менеджмента.
ЮКОС обвиняют в нарушениях налогового законодательства. До ареста главы ЮКОСа Михаила Ходорковского два года назад по обвинению в мошенничестве ЮКОС и «Сибнефть» подписали соглашение о слиянии, в рамках которого компании успели обменяться частью акций. Но после ареста Ходорковского акционеры «Сибнефти» отказались от завершения слияния, несмотря на то, что процесс уже начался. В итоге между ЮКОСом и «Сибнефтью» было подписано соглашение о расторжении договора о слиянии.
В июле aрбитражный суд Чукотки удовлетворил иск представляющей интересы владельцев «Сибнефти» компании Nimegan Trading Limited и признал недействительным договор по обмену 72% акций «Сибнефти» на 26% ЮКОСа. В соответствии с решением суда ЮКОС должен был вернуть основным акционерам «Сибнефти» 14,5% её акций, а они, в свою очередь, возвратить ЮКОСу 8,8% его акций. 20 июля акции «Сибнефти» были возвращены представителям Millhouse Capital, консолидировавшим, таким образом, 72% акций компании. Позднее этот пакет Millhouse продала «Газпрому» за $13,091 млрд.
Но 20% акций по-прежнему остаются на арестованных счетах ЮКОСа.
Ранее на спорный пакет акций «Сибнефти» претендовала «Роснефть». Нефтяной концерн Сергея Богданчикова предъявляет ЮКОСу финансовые претензии и, соответственно, может претендовать на арестованные акции «Сибнефти».
Но теперь, когда «Газпром» получил полный контроль над «Сибнефтью» (более 75% акций), «Роснефти» не выгодно входить в капитал компании, так как она не сможет собрать блокирующий пакет и, таким образом, оказывать влияние на стратегические решения «Газпрома» в нефтяном секторе.
«- Я не представляю, кого, кроме «Газпрома», теперь может заинтересовать этот пакет акций «Сибнефти», – заявляет аналитик «Атона» Дмитрий Лукашов. – «Газпром» таким образом сможет консолидировать активы. Кроме спекуляций о том, что «Роснефть» делает всё для того, чтобы досадить «Газпрому», я не вижу иных оснований для покупки пакета «Роснефтью».
«- Конкурентов у «Газпрома», скорее всего, не будет, – согласен Андрей Громадин. –«Роснефти» нет смысла покупать пакет, так как единственным вариантом последующего его использования был бы спецпроект по обмену активами с «Газпромом», но его шансы практически нереальны. Другим же компаниям нет смысла покупать пакет. У «Газпрома» квалифицированное большинство, и поэтому для других компаний акции «Сибнефти» будут иметь меньшее значение, чем для «Газпрома».
Сами представители газового концерна уже не опасаются конкуренции со стороны «Роснефти»: «- У нас достаточный пакет акций, чтобы решать все вопросы. По российскому законодательству этого достаточно, чтобы принимать все решения, которые нам необходимы», – подчеркивает Александр Рязанов.
По общему мнению экспертов, «Газпром» не станет выплачивать ЮКОСу рыночную стоимость 20% акций «Сибнефти». «- Думаю, что акции будут приобретены за $3 млрд.
Возможно изменение в большую сторону, но сомневаюсь, что очень сильное», – комментирует ситуацию Андрей Громадин. «- Цена $3 млрд. представляется мне вполне релевантной», – согласен Дмитрий Лукашов.
Пётр Канаев, «Газета.Ru»