Российский военный авиапром переживает кризис: впервые за последние семь лет годовой объём производства уменьшился на 10%. До этого прирост составлял не менее 20-25% ежегодно. Впрочем, поводов для паники авиастроители не видят. Они утверждают, что кризис плановый и об его возникновении было известно заранее.
Статистики говорят, что общее падение объёмов авиапрома – результат сокращения производства в оборонке, ведь именно производители боевой авиационной техники – костяк современного авиапромышленного комплекса России.
В мире гражданское самолётостроение на подъёме. К примеру, европейский Airbus производит в год до 300 самолётов на сумму в 60 млрд. евро. Американский Boeing в прошлом году построил 290 самолетов на $32 млрд. За то же время 11 российских авиационных заводов произвели 9 гражданских авиалайнеров. Покупателей на них нет. На их фоне военные авиастроители чувствуют себя не просто хорошо, а очень хорошо.
В суммарном доходе в $5,7 млрд. госпосредника в сфере торговли оружием – «Рособоронэкспорта» – в прошлом году доля от экспорта боевых самолётов составляет почти 80%, то есть около $4 млрд. Но, предупреждают эксперты, рынок боевой авиационной техники практически поделён. Сегодня иностранных покупателей больше интересуют системы ПВО и военно-морская техника.
Доля основных поставщиков на мировой рынок тяжёлых истребителей марки Су – компаний «Сухой» и «Иркут» никогда не превышала 20%. Именно на этом пятачке и разворачивались основные баталии между производителями истребителей США, Европы и России за право поставлять технику в ту или иную страну. Мы победили в Индии и Китае, а затем в Индонезии и Малайзии. Планировались поставки в Бразилию, но руководство страны в последний момент отказалось от тендера на закупку истребителей, и Москва осталась не у дел. Этот контракт сулил победителю $1 млрд.
Из-за цунами в Индокитае от дальнейших закупок вооружений отказалась Индонезия. Страна хотела докупить ещё несколько истребителей Су-27 и Су-30МК. Но пока последствия природного бедствия не устранены, говорить о возобновлении переговоров на эту тему не приходится.
Военный авиапром жёстко увязан с экспортом. Внутреннего оборонзаказа на боевые самолёты практически нет. Начиная с прошлого года, ВВС России смогли оплатить модернизацию 14 истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ. Всего таких машин закупят около двух десятков.
Снижаются и доходы производителей. Как говорят в КБ «Сухого», несмотря на то, что по боевым возможностям модернизированные машины сопоставимы с новейшими экспортными образцами фирмы – истребителями Су-30МКИ, поставляемыми в Индию, – их цена для ВВС составляет несколько процентов от стоимости серийного Су-30. То есть на выполнении внутреннего оборонного заказа не разжиреешь.
По словам экспертов, если Бразилия и Индонезия не решат вернуться к закупкам самолётов, то рынок тяжёлых истребителей в ближайшие 15-20 лет будет переживать стагнацию. Крупных контрактов вроде китайского или индийского не предвидится. В перспективе маячит Алжир. Но эта страна погоды не сделает. По имеющейся информации, речь идет о закупках всего нескольких истребителей.
Стагнация рынка тяжёлых истребителей – одна из причин, по которой в США ещё до начала серийного производства были признаны безнадёжными внешнеэкономические перспективы новейшего тяжёлого истребителя 5-го поколения F-22 Raptor. В России также идёт диверсификация экспорта истребителей – от тяжёлых к лёгким. Их основной производитель – МиГ.
Сейчас фирма занимается реализацией контракта на поставку 16 истребителей МиГ-29К для авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» индийских ВМС. Первая опытная машина поднимется в воздух в этом году. В следующем обещают запустить в серию. По мнению главы МиГа Алексея Фёдорова, успех реализации морской программы может открыть перед фирмой возможность победы и на суше.
В этом году Индия готовиться объявить конкурс на закупку 126 лёгких истребителей. На этот пирог, кроме России, претендуют Франция со своим истребителем «Мираж-2005» и американцы с F-16. Несмотря на то, что конкурс всё ещё стоит в проекте, борьба за победу в нем уже развернулась.
Успокаивает российских специалистов то, что Дели вряд ли согласится сотрудничать с Вашингтоном, пока не получит официальных гарантий того, что против Индии не могут быть введены санкции – то есть что страна в одночасье не останется без запчастей.
В подобной же ситуации и Пакистан. Купленные им несколько лет назад у Вашингтона F-16 стоят на аэродромах. А всё из-за того, что Исламабад не готов допустить американских экспертов к своим ядерным секретам. В случае с Индией – де-факто ядерной державой, ещё и обладающей средствами его доставки, США вряд ли пойдут на уступки.
Это гарантирует, что тендер по легким истребителям выиграют и Россия и Франция. Индия придерживается принципа диверсификации закупок. То есть по своим законам не имеет права купить какую бы то ни было технику у одного продавца.
Фактически для Москвы это последняя возможность продать крупную партию авиатехники. Других покупателей нет. Если это произойдёт, кризис военного авиапрома будет преодолён. Правда прежнего роста в 20% и более уже не предвидится.
«Газета.Ru»