Как коммерческие автобусы ликвидировали льготных пассажиров
Известия Мордовии, (18:50) 21 февраля 2005 г.
А вот жители пригородного Кочкуровского района, в целом достаточно лояльно воспринявшие перевод виртуальных льгот в реальное денежное воплощение, к своему изумлению обнаружили, что на них принятые в республике законы вроде не распространяются.
Ребят со студенческими проездными (студенты в Мордовии пользуются льготами на проезд), собравшихся на выходные навестить родительский дом в селе Сабаево, кондукторша на автостанции отослала в кассу: мол, от Саранска до вашего села больше полусотни километров (а проездная карта действует в пределах 50 км - ред.), и "вообще этот рейс коммерческий, так что никакие "льготные" тут не действуют". Раньше, между прочим, всегда считалось, что расстояние от столицы республики и до Семилея, и до Сабаево - как раз те же самые 50 км. А сегодня невесть откуда обнаружился лишний километр. Любопытная деталь. До Мурани и Красной Зорьки от райцентра - рукой подать и они по идеи явно вписываются в лимитированный пятидесятикилометровый радиус, однако, повторимся, автобусники ограничили льготное обслуживание лишь Кочкуровым. «Не нравится - езжайте на такси...», - категорично отодвигает стариков от двери непреступная кондукторша.
Когда с января полностью отменили бесплатный проезд для всех без исключения категорий граждан, транспортники, понятно, возрадовались, предвосхищая многократное увеличение выручки. Но тут правительство решило финансово поддержать малообеспеченные слои населения, выбрав оптимальный вариант. Человек получает в руки определенную сумму наличными. Коли нужно - бери единый проездной за четко фиксированную льготную цену (заметим, обычный гражданский проездной в Саранске стоит почти в два с половиной раза дороже). Транспортники-то, кстати, тоже не в накладе. Им же поступают деньги за выкупленные соцкарты, а недостающая часть в зависимости от количества распроданных льготных проездных компенсируется из государственного бюджета.
Только такая предельно простая арифметика, видно, не особо удовлетворяет тех, кто обязан осуществлять перевозку пассажиров. Раньше они сетовали на безмерно огромное число льготников, чьи путешествия якобы государством не оплачиваются, и назывались астрономические цифры задолженности, которые практически не поддавались объективной проверке. Теперь же при более-менее четкой системе учета льготного пассажиропередвижения миллионных долгов искусственно не раздуешь. Зато находится масса способов вытрясти деньги по максимуму.
Допустим, собственного автотранспортного предприятия у кочкуровцев нет. Но в приложении к Правительственному Постановлению "О единой социальной проездной карте" от 31 января 2005 года подписанному Председателем Правительства Республики Мордовия В.Волковым, официально оговорено, что перевозка льготных категорий населения на территории Кочкуровского района вменена в обязанности МП "СПАП-1" г. Саранска и ЗАО "Первая Ассоциация ТП".
Транспортники быстро смекнули, как отвертеться от лишнего льготного бремени. Так и быть, на маршруте "Саранск-Кочкурово" - пусть карта действует, а по всем другим маршрутам от Саранска до кочкуровских сел, деревень назначили коммерческие рейсы, не предусматривающие никаких льгот. Ну народ у нас тоже не лыком шит. Думали, ладно, хоть на перекладных как-нибудь доберемся от станции к станции в пределах тех самых 50 км. Мол, доедем по соцкарте до райцентра, а дальше уж на арендном докатим до места - все дешевле получится. Ан, нет. Транспортники и тут ловко скроили расписание: пустили сначала более протяженные коммерческие рейсы до Сабаева, Татарского Умыса, Семилея, а райцентровский - на самое последнее время.
Короче, не из чего сельчанам выбирать. Коли приспичит ехать - плати по полной программе. Хотя зажиточными кочкуровские деревни никак не назовешь. В том же Качелае, Татарском Умысе, Мордовском Давыдове, Красной Зорьке, Мурани даже аптечного пункта нет, и местные жители по любому поводу вынуждены обращаться в райцентровскую больницу, да и за многими жизненно необходимыми товарами подчас приходится снаряжаться в город.
Саранские пенсионеры-дачники, ежегодно с весны до осени старательно обихаживавшие свои заветные шесть соток в кочкуровских деревнях, сейчас, в ожидании скорого садово-огородного сезона тоже не на шутку всполошились. За 80 рублей туда-обратно на "арендном" автобусе много не наездишься. Слишком дорогими окажутся собственноручно выращенные картошка-моркошка, если львиную долю пенсии сожрут дорожные расходы.
Кстати, еще один немаловажный нюанс. И до нового года, то есть до момента начала монетизации, по Кочкуровскому району курсировали коммерческие автобусы, однако по выходным и в среду транспортники бесплатно, вернее за символические "страховые" 30 копеек возили-таки ветеранов, инвалидов и других узаконенных льготников. А теперь вдруг взяли и по своему решили воплотить денежную реформу.
Справедливости ради стоит сказать, что районное руководство тоже озаботилось подобным положением вещей. Глава Кочкуровской администрации Александр Поздняков на минувшей неделе вел по этому поводу предметные переговоры с непосредственным начальством автотранспортных предприятий, обратился за помощью в решении спорного вопроса к Правительству РМ. Кочкуровцы готовы еще раз вместе с транспортниками заново промерить дорожное расстояние, и ежели действительно имеется километровый "излишек", согласны "передвинуть" остановки, чтобы с одной стороны, снять формальные претензии автобусников, с другой - создать удобства для пассажиров. Кроме того, рассматривается вариант о дополнительном регулярном внутрирайонном транспортном сообщении - для денежных граждан.
"А как же быть кочкуровским льготникам? - спросили мы у заместителя министра промышленности, транспорта и связи Владимира Кузнецова. Владимир Николаевич заверил, что "держит ситуацию на контроле и в ближайшие дни проблема решится в пользу пассажиров".
Людмила НИКОЛАЕВА, газета «Известия Мордовии».
Последние статьи
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
XCite представил кроссовер X-Cross 8
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.