Не пропали даром усилия правительства Чувашии: удалось спасти нашу авиацию от полного банкротства. Хотя сегодня самолеты с чувашским логотипом — буквой “Ч” с флажком — уже не летают в 28 городов бывшего СССР, как это было до 90-х, но регулярно из Чебоксарского аэропорта Ан-24 держат курс на Москву и обратно. Эпизодически бывают вылеты в Екатеринбург и Сургут.
Но и этот полетный минимум требовал замены до предела изношенного покрытия на взлетно-посадочной полосе. С модернизацией неплохо справилось государственное предприятие “Чувашавтодор”, освоившее на эти цели в прошлом году 50 млн. руб. из федеральной казны. В проекте перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год включен и аэродром “Чебоксары”. Так что в наступившем году можно ожидать еще 113 млн. федеральных рублей на модернизацию аэропорта. Если, конечно, проект утвердят без всякого “секвестирования”. Будем на это надеяться. Тем более, что во время своего визита в республику, в ноябре прошлого года, министр экономического развития и торговли России Г. Греф на совещании в чебоксарском аэропорту предложил удлинить взлетно-посадочную полосу еще на 300 метров. Это позволит принимать все типы воздушных судов. Теоретически-то наш аэропорт имеет статус международного, но, чтобы его подтвердить на деле, придется хорошенько поработать. И, наверное, не только в плане реконструкции да модернизации.
Немало различных фирм и фирмочек в свое время “приземлилось” в нашем аэропорту. Сразу и не разберешься, кто за что отвечает. С ФГУП “Чебоксарское авиапредприятие” вроде ясно. При введении внешнего управления за ним остались все прошлые грехи да “неликвиды”, начиная со взлетно-посадочной полосы и заканчивая аэродромной изгородью. А чистое от долгов ОАО “Авиалинии Чувашии” (его учредителем является московское ООО “РОЭЛ-Инвест”) стало собственником не только самолетов, но и автогаражей и автозаправок, гостиницы и прочей недвижимости, с которой оно периодически расстается по собственному желанию.
В частности, в прошлом году продано пятиэтажное здание, принадлежавшее Чебоксарскому авиапредприятию, причем вместе с жильцами, тренажерный комплекс, некоторые склады, зал ожидания на аэровокзале. Но не с каждой сделкой можно поздравить приобретателей. В эти новогодние праздники, говорят, по недосмотру новых хозяев тренажерного комплекса там возник пожар, а вслед за ним — потоп.
В то же время и других проблем у республиканского авиационного комплекса хватает. В конце прошлого года в аэропорту побывал заместитель министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры А. Игумнов. От зоркого ока бывшего кадрового летчика не укрылось то, что локатор требует замены, приборы на авиационной метеорологической станции физически и морально изношены, да и светосигнальное оборудование, установленное в 1980 году с назначенным ресурсом эксплуатации в 10 лет, свое отработало. На все требуются деньги. А где их взять? На “Авиалинии Чувашии”, понятно, надежда плохая.
Но свет в конце взлетной полосы все же появляется. В Минстрое сообщают, что планируется приобрести четыре новых самолета. Своих-то у наших авиаторов как бы и не осталось. Сегодня рейсы из Чебоксарского аэропорта осуществляются на “аннушках”, принадлежащих тюменской компании “ЮТэйр”. Взамен наши три Ту-134 и один Ан-24 переданы этой компании в долгосрочную аренду. Некоторые поговаривают, что даже в “безвозвратную”. И в собственность чебоксарских авиаторов они уже вряд ли вернутся.
Не всем столь свободное обращение с акционированным имуществом сходит с рук. Года полтора назад было заведено уголовное дело, в котором фигурировал один руководящий работник аэропорта. Но только ли он единственный виноват в злоупотреблениях? Бьем своих, чтобы чужие боялись?
Аэровокзал сейчас вовсю ремонтируют. Однако некоторые строительные решения вызывают недоумение. От мозаичного пола не осталось и следа, снаружи со здания сняты мраморные и облицовочные плиты. Из достоверных источников известно, что их, как дорогостоящий строительный материал, перевезли в Нижний Новгород. Более того, новые собственники собираются превратить большую часть аэровокзала в развлекательный центр — с дарсингом, боулингом и т. п.
Правда, документы на эти смелые задумки недавно попали в Управление государственной вневедомственной экспертизы республиканского Минстроя. И эксперты потребовали согласовать проект реконструкции второго этажа с территориальным Управлением Роспотребнадзора по ЧР и Главным управлением МЧС по Чувашии. Есть надежда, что аэровокзал, в отличие от своего самолетного парка, мы все же не потеряем.
Да и с приобретением новых крылатых машин (или с возвращением из аренды собственных) придется поторопиться. В 2008 году в Чувашии намечается Кубок мира по спортивной ходьбе. Соревнования подобного уровня без нормального авиасообщения проводить невозможно.