Понятно, говорят недовольные, когда у предпринимателя есть доход. Ну а если, имея свидетельство о предпринимательской деятельности, человек фактически не занимается ею, а зарабатывает на хлеб и на пенсию по трудовым договорам в других организациях? И при этом платит в Пенсионный фонд сумму в три раза большую, чем установленный предпринимателю единый налог на вмененный доход? Откуда у него средства еще и на фиксированные платежи и для чего они нужны при пустой «предпринимательской» декларации?
– Несправедливо все это, – говорит бывший предприниматель Людмила Николаевна. – И, думаю, не я одна возмущена ну просто чрезмерной заботой государства о моем будущем пенсионном обеспечении. Полагаю, назрела необходимость внести поправку в закон и избавить от фиксированного пенсионного «оброка» предпринимателей, не имеющих дохода.
Но пока такой поправки нет, не исполнять законодательство чревато. У тех, кто не желает вносить фиксированные платежи, Пенсионный фонд «выбивает» их через суд. В октябре этого года мировой судья рассмотрел дело жительницы Чебоксар. С января она утратила госрегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (сдала свидетельство). А призвана к ответу за то, что не вносила страховые взносы в течение прошлого года. Суд взыскал с должницы 1800 рублей плюс пени за просрочку исполнения своей обязанности да еще 200 рублей госпошлины.
По одному делу разбирательство приостановлено, суд предложил ответчику определить свою позицию – если он добровольно уплатит долг, представив в Пенсионный фонд подтверждающие бумаги до судебного заседания, то у последнего будет основание отозвать иск.
Индивидуальным предпринимателям растолковывают законодательные тонкости: означенные платежи не входят в состав единого социального налога и не связаны с доходом индивидуального предпринимателя (то есть декларации с нулевыми доходами тут ни при чем) и поэтому их нужно платить независимо от того, осуществлялась предпринимательская деятельность в определенный налоговый период или нет. И даже если предприниматель уже получает пенсию, то все равно обязан платить фиксированные пенсионные отчисления…
Кстати, и Конституционный суд России уже не раз рассматривал жалобы индивидуальных предпринимателей. И не согласился с их претензиями. В официально опубликованном «отказном» определении от 12 апреля этого года по жалобе одной гражданки, в частности, указано, что, признав индивидуальных предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих себя работой, участниками системы обязательного пенсионного страхования, законодатель не только не нарушил их конституционных прав, а напротив – проявил о них заботу.
Индивидуальные предприниматели обязаны нести «обременения», вытекающие из их правового статуса. Но если они фактически не занимаются предпринимательством, то в любой момент могут подать заявление о прекращении этой деятельности. Предпринимателю, в установленные сроки не заявившему об этом, могут простить страховую недоимку и не взыскивать ее, но только в случае, если он докажет в суде, что запоздал с сообщением о прекращении деятельности в силу исключительных (экстраординарных) обстоятельств. Временное прекращение работы в статусе индивидуального предпринимателя и отсутствие доходов по такой причине, как уход за новорожденным ребенком, суды тоже должны принимать во внимание.
Вот такие разъяснения самого «главного» российского суда. Многие предполагают, что законодатель, введя 150рублевые фиксированные платежи для индивидуальных предпринимателей, больше заботился о финансовом «оздоровлении» пенсионной казны, в которой, как известно, большой дефицит средств. Сумма вроде небольшая, для преуспевающих предпринимателей даже незаметная. А возьми, скажем, с 30 тысяч человек по «сто пятьдесят» – уже 4 с половиной миллиона рублей. И это только за месяц. А предпринимателей сегодня в России сотни тысяч.
Почему бывшие предприниматели не торопятся заявлять о прекращении деятельности? Нет свидетельства – нет и пенсионного «оброка». А потому, сетуют они, что это свидетельство может понадобиться уже через полгода. И человек опять будет вынужден терять время и нести значительные материальные потери, оформляя новое. Но, похоже, им придется выбирать, походы в суды тоже недешево обходятся.