Хоть и рапортуют ежегодно наши коммунальщики о полной готовности к новому отопительному сезону, недоразумения всякий раз случаются. То тут, то там происходят аварии, а застаревшие “болячки” жилищно-коммунальной системы все настойчивее дают о себе знать. Числах в двадцатых октября в нашей квартире вдруг остыли даже те батареи, которые скорее были прохладные, чем теплые. Надо сказать, что тепло к нам уже который год поступает как в цепной реакции: сначала прогреваются батареи с левой стороны, через неделю-другую — с правой. Но ничего — привыкли, потому что жаловаться бесполезно. Пощупав наутро холодную систему теплоснабжения, мы вызвали сантехника, но он так и не пришел. На следующий день я стала резко высказывать недовольство диспетчеру. А она посоветовала перезвонить… главному инженеру, — мол, если хотите срочно решить проблему, то это зависит от него.
Вопрос: почему столько людей сидит в коммунальной конторе и получает зарплату? Диспетчер, принимающий заявки и при этом не заинтересованный в их скорейшем выполнении, мастер участка, который постоянно вне зоны досягаемости, “на объектах”… А дело-то, выходит, упирается в главного инженера. “Это потому, что государственная форма собственности никогда ни к чему людей не влекла, кроме искреннего желания, чтобы эта манна небесная продолжалась неопределенно длительное время. Поэтому на вопрос муниципальному предприятию: “А зачем вы здесь существуете?” последует классический ответ: “Потому что”, — объяснял журналистам регионального клуба “Из первых уст” М. Никольский, генеральный директор ООО “Новогор-Прикамье”, частной компании на рынке коммунальных услуг, занимающейся водоснабжением и водоотводом.
Среди местных коммунальщиков тоже растет число частников. Вот чебоксарское общество с ограниченной ответственностью “Богданка-Сервис”, преобразовавшееся в начале нынешнего года, благодаря реформе ЖКХ, из обычного участка ЖЭУ. “Что-то изменилось? Или все равно пьяный сантехник может прийти по вызову?” — спрашиваю у директора ООО Н. Александрова. “Я, как руководитель частного предприятия, не могу держать в штате людей, не выполняющих запланированный объем работ”, — отвечает он.
Поэтому с переходом на рыночные отношения директору пришлось процентов на двадцать обновить трудовой коллектив: заменить некоторых дворников, слесарей-сантехников, электриков и плотников. Кроме того, штатное расписание слегка урезали, чтобы повысить зарплату оставшимся сотрудникам, которые работают по методу бригадного подряда. “И сейчас заработки в “Богданке-Сервисе” в среднем на 1-1,5 тыс. руб. выше, чем были накануне реорганизации”, — заверил руководитель.
Участок, который обслуживает эта фирма, пожалуй, один из самых сложных в Чебоксарах: частный сектор, с ветхим жильем, удобствами во дворе… Тем не менее прибыль приходится зарабатывать самим, это вам не вечно дотируемая государственная структура ЖКХ. Поэтому “Богданка-Сервис” то и дело “засвечивается” в районных тендерах на проведение капитального и текущего ремонта, делая деньги на заказах. Что ж, неплохо, если кровельщики и на стороне поработать успевают, и от подопечных жильцов не поступают жалобы на протекающие потолки.
Частников, пришедших только в жилищный сектор, то есть отвечающих за наши квартиры, подъезды и придомовую территорию, по республике насчитывается 24. В Чебоксарах сейчас 49 проц. муниципального жилья обслуживается частными структурами, а до конца года этот показатель составит 100 проц., сообщили в Управлении ЖКХ Минстроя Чувашии. Неплохо идут рыночные преобразования в жилищном секторе Ибресь, Цивильска, Чебоксарского и Алатырского районов.
А вот в коммунальном секторе (электро- и теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотвод) частных компаний пока вдвое меньше — 12 по всей республике. Так, в Чебоксарах с февраля нынешнего года действует ОАО “Чебоксарские городские электрические сети”, преобразованное из одноименного муниципального предприятия. Есть улучшения после смены вывески? С. Глотов, руководитель Управления ЖКХ Минстроя Чувашии, уверяет, что хуже, по крайней мере, не стало, а в капитальный и текущий ремонт нынче оказалось вложено больше, чем в прошлом году. “Значит, повысятся надежность и техническое состояние сетей”, — заключил руководитель департамента. С ним, конечно, можно согласиться, если точно знать — реорганизованные городские электросети не просто вложили вдвое-втрое больше средств на замену кабелей, а сделали это обдуманно. Как именно, лучше пояснить на примере, приведенном М. Никольским.
Допустим, надо коммунальщикам переложить 10 километров труб. Можно переложить их так, что только шум будет стоять, но конечного результата жители города не почувствуют. Но если поставлена задача: продлить срок жизни определенного участка коммуникаций на несколько лет и сделать это с минимальными затратами, то сразу будет иной подход к делу. “Выясняется, что есть такое изобретение нефтяников — называется лазерный сканер. С ним на глубине 8-10 метров можно не только увидеть трубу, но и где в этой трубе ржавчины, где утоньшение стенки, а где уже и дырка. Такой сканер и проходка одного метра стоят довольно дорого, но это позволяет сэкономить более значительные суммы на том, что ремонт становится целевым. Не просто прокладывается километр труб, а потенциал этого трубопровода продлевается на 5 лет — и в эти годы здесь можно не копаться. И тогда наш с вами тариф становится как бы бизнес-планом”, — рассказывал руководитель “Новогор-Прикамья”.
Золотые слова, тем более накануне нового года, когда тарифы на жилищно-коммунальные услуги резко взлетят, и население в который уже раз примется гадать — на какой такой прогресс в коммунальной отрасли идут эти непомерные суммы. Уже который год износ коммуникаций в “коммуналке” зашкаливает за 50 проц. На начало нынешнего года по республике износ водоочистных сооружений составлял 52 проц., очистных сооружений канализации — 57 проц., тепловых сетей — 60, водопроводных — 63, канализационных — 65 проц. И только коммунальные котельные у нас изношены поменьше, чем в среднем по стране — 41 проц. против 50 с лишним по России.
В коммунальном секторе частник появляется не только при акционировании местных государственных электросетей или водоканалов — туда может прийти и сторонний инвестор. На семинаре клуба “Из первых уст” журналист из Саратова рассказал о работе двух частных структур в этом городе.
На первую возлагались большие надежды, что с теплом все наладится. Не наладилось. После ее ухода пришла другая организация, которая обещала хорошо поработать. В итоге начало отопительного сезона в городе сильно затянулось. Выходит, прежде чем допускать в “коммуналку” частника, местной власти надо бы еще и проверить, правильно ли он оценил свои возможности?
Как же отличить цивилизованного частника от “абы какого”? Один из тестов предложил директор “Новогор-Прикамья”. Если вам на каждый вопрос начинают отвечать: “Это коммерческая тайна, и мы, как частная компания, не обязаны раскрывать такую информацию”, то, скорее всего, люди занимаются эксплуатацией денежного потока. Потому что реформа ЖКХ должна открыть потребителям информацию: куда идет лишний рубль при каждом повышении тарифов. Допустим, он позволит обновить подъезды в первом, втором и третьем домах или приблизить к европейской норме показатель бесперебойной работы водоканала. Кстати, по европейским меркам последний составляет 0,6 аварии в день. А в МУП “Чебоксарский водоканал” вот уже три года подряд средний показатель аварийности держится на уровне 1,6 аварии в день. Так что есть над чем поработать.