Фильм «Лемони Сникет: 33 несчастья» предлагает альтернативу «Гарри Поттеру» для тех, кот верит, что паре убийств, трагедий и чудес всегда найдётся место в жизни.
Младенец, обвитый чёрной зубастой коброй метров десяти длиной, звонко хохочет, когда гадина ласково щекочет его носом. Сцена эта, однако, не принадлежит какой-нибудь забористой оккультной драме – фильм «Лемони Сникет: 33 несчастья» («Lemony Snicket`s A Series of Unfortunate Events») формально считается детским. Для того чтобы поддержать эту классификацию, несмотря на множество убийств, попытку насильственной выдачи замуж несовершеннолетней девочки и прочие 33 несчастья, которые вершатся в картине, нужно обладать некоторой непредвзятостью. Впрочем, автора книг о сиротах Бодлер Дэниела Хандлера никто не упрекал в жестокости, а выставлять счёт режиссёру Брэду Силберлингу бессмысленно – от него, кажется, мало что зависело.
Объединившие первые три книги сиротского эпоса, «33 несчастья» начинаются довольно неожиданно – с глупейшего мультфильма про маленького эльфа. Мультфильм останавливается на середине, и глубокий голос Джуда Лоу, сыгравшего рассказчика истории Лемони Сникета, объясняет, что, если вы любите такое вот, вам немедленно нужно прекратить смотреть фильм, потому что дальше будут только горести, страдания и беды. И точно.
Уже представляя детей, фильм скатывается на такие готические тона, что гротескная мрачность «Семейки Адамс» кажется ёлкой в Кремле.
Когда Вайолет четырнадцати лет, Клаус, который двумя годами младше, и двухлетняя Солнышко узнают, что их дом сгорел, а родители погибли, они примут это без слёз и жалоб. Слёзы как-то неуместны среди всех этих серо-голубых тонов, туманов и страннейшей атмосферы, в которой диккенсовские персонажи в костюмах начала прошлого века разъезжают на автомобилях с электронной сигнализацией.
Так начинаются странствия осиротевших Бодлеров по домам их страннейших родственников, первым из которых станет граф Олаф. Джиму Керри пришлось постараться, чтобы достойно сыграть это создание – абсолютного злодея, похожего одновременно на графа Орлока, дядю Сэма, Урайю Хип из «Давида Коперфилда» и Джека Скеллингтона из «Кошмара перед Рождеством». Ремесло театрального режиссёра изрядно придаёт мерзавцу инфернальности. Последовательные попытки графа Олафа расправиться с детьми, чтобы завладеть их наследством, окажутся безуспешными, хотя трупов будет немало. А попутно станет вырисовываться новая картина мира, в которой родители Бодлеров были членами какого-то тайного братства, которому противостояли могущественные враги.
Фильм получился совершенно бартоновским по стилистике, что неудивительно – и художник-постановщик Рик Хейнрич, и оператор Эммануэль Любецки работали на «Сонной лощине». Похоже, они и снабдили фильм множеством жутких и изящных визуальных подробностей, которые и составили его тело.
Композитор Томас Ньюман также добавляет жизнерадостности – за музыкой к фильму отчётливо прослеживается его основная тема из сериала «Клиент всегда мертв».
Режиссёру оставалось только следить за порядком на площадке – ничего собственно своего Силберлинг, кажется, не привнёс.
Несколько суетливый в попытках охватить сразу три книги, «Лемони Сникет: 33 несчастья» не то чтобы создаёт конкуренцию «Гарри Поттеру» или идёт на волне его успеха. Карусель спецэффектов и ленивая романтика «Поттера», предполагающая, что чудеса и интересная жизнь лежат где-то вдали от повседневности, его отточенная мифология начитанной учительницы всегда будут пользоваться большим спросом, чем хмурые странствия Бодлеров. Чудеса в их жизни не столь очевидны, но повсеместны, составляя саму её суть. Чудо – злодей Олаф, чудо – девочка-женщина, Вайолет, чудо – маленькое Солнышко. Двухголовые змеи и пиявки-людоеды – просто среда обитания.
Остаётся надеяться, что следующая часть, избавившись от некоторой рыхлости сценария и механичности режиссуры, станет совершенной альтернативой проекту «Поттер» – для тех, кто видит чудеса в простой тарелке супа.
«Газета.Ru»