Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Кладбищенская земляника

Лига-пресс, (13:21) 01 февраля 2005 г.

Кладбищенская земляника
                   На Московской биеннале Россия грезит о величии, художники вспоминают тётю Сару и дядю Изю, а стальные ветераны подают пример молодым.

Если бы смысл Московской биеннале современного искусства заключался только в событиях основной программы, то можно было бы уже засунуть критическое перо за ухо.

Однако в рамках фестиваля предусмотрено довольно много специального и параллельного, так что рано ослаблять бдительность. Практически невозможно было посетить все вернисажи, предусмотренные графиком, но некоторые из них претендовали на особую роль.

Пожалуй, одним из лучших проектов биеннале стала выставка «Сообщники» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Не то чтобы она ошеломила новизной – наоборот, её состав был предсказуем заранее, а идеология затвержена как «Отче наш», ибо отдел новейших течений ГТГ свои пристрастия рекламирует давно и с энтузиазмом. Но одно дело – реклама, другое – сам продукт: его «потребление» может вызывать как плановые, так и внеплановые реакции.

Предложенный реестр коллективных и интерактивных практик, которыми в былые годы увлекались нонконформисты, цепляет вовсе не фундаментальностью, а безбашенностью. Многие ветеранские опусы выглядят более свежими, энергичными, отвязными, чем сегодняшние образцы «актуального искусства» на других площадках биеннале.

Этот феномен всё чаще сказывается в последние годы: искусство, производимое под давлением, как бы для своих, намеренно вне мейнстрима, отличается потенциалом и обаянием дерзости, чего остро не хватает в либеральные времена, пусть даже относительно либеральные. Можно не быть поклонником творчества «Коллективных действий», «Мухоморов», «Чемпионов мира» и других андерграундных команд советской эпохи, но нельзя не почувствовать их тогдашний драйв. Даже вызывающе «антиобщественные» произведения граффитистов, которые замыкают экспозицию в Третьяковке, кажутся лишёнными такого запала и лишь смакующими заборную эстетику.

Не вычесть из восприятия и ностальгического момента: страницы истории прежнего «подполья» можно считать окончательно перевёрнутыми. Как писала Марина Цветаева, кладбищенской земляники крупнее и слаще нет.

Обязательно надо удостоить внимания инсталляцию Валерия Кошлякова «Облако (Nuvola)», расположенную по соседству с «Сообщниками». Здесь из картона и деревяшек имитирован равнинный русский пейзаж, над которым висит картонное же облако. На нём различимы мутноватые видеопроекции, сопровожденные то ариями из итальянских опер, то нашими революционными песнями.

Нехитрый, но запоминающийся образ Расеи, грезящей о своём и чужом величии.

А в ЦДХ экспонирован ещё один выставочный блок из программы биеннале – так называемый «Человеческий проект», плод соединённых усилий филиалов ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) в Питере, Нижнем Новгороде, Калининграде и Екатеринбурге. Авторы и кураторы декларируют свои гуманистические намерения, будто бы заставляющие их избегать ёрничества и по-новому взглянуть на этическую ответственность художника перед зрителем. Честно говоря, рекламный пафос мало сказался на репертуаре – выставка как выставка, с отдельными удачами и обильными комментариями-разглагольствованиями в каталоге. Когда, положим, живописец Виталий Пушницкий помещает свои творения в металлические клетки и прикладывает к ним люминeсцентные лампы, нельзя же всерьёз решить, что речь идет о «свете истины».

Обычное дело, концепция не столько опережает реальность, сколько существует от неё отдельно, как самостоятельный вербальный феномен.

Тем временем по МДФ прокатилась уже вторая волна биеннальских открытий.

После Мэпплторпа дошла очередь до авторов, с фотографией связанных косвенно или не связанных вовсе, что служит очередным напоминанием: заведение с некоторых пор любит именовать себя Мультимедийным комплексом актуальных искусств (МКАИ).

Из фоток как таковых, без довесков, – «Участки» Ольги Чернышевой, где подмосковные дачные изгороди выглядят наподобие оборонительных сооружений. Рядом представляет свою «звуковую скульптуру» под названием «Скажи: я тебя люблю» модный перформансист и шоумен Андрей Бартенев.

Произнеся ту самую фразу из заголовка, зритель (вернее, слушатель) долго будет наслаждаться её транформациями.

Затея остроумная, но технически подкреплённая слабо: эффект не оправдывает предвкушения.

Неожиданно лирический для себя проект «Мысленно вами» представляет наш заокеанский соотечественник Гриша Брускин. У него получилось что-то вроде элегии на тему семейных фотокарточек. Каждая тетя Сара в молодости и каждый дядя Изя перед отправкой на фронт служат для автора источником вдохновения и стимулом к архивации старых писем: карточки сопровождены дневниковыми записями, короткими эссе и прочими словами, излучающими тепло. Диаметрально противоположным образом относится к человеческим взаимоотношениям израильтянка Михаль Ровнер. Её видеоработы «More» и «Order» – очередная мизантропическая ода: на экране схлестываются, перетекают друг в друга, рассеиваются и сбиваются в ком бессмысленные и беспощадные толпы. Своего рода Эйзенштейн в абсурдистском изводе. Жёстко, но метафорично.

Как вытекает из всего сказанного, проекты на биеннале сортировать не пересортировать. Удобнее было бы, если бы эту черновую работу взяли на себя устроители, но теперь уж не отвертишься. Зато какой диапазон.

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

«Интервидение» возвращается: Путин возрождает легендарный музыкальный конкурс в Москве

Россия официально объявила о проведении обновлённого конкурса «Интервидение» в 2025 году. Как советское наследие превращается в площадку для культурного диалога стран БРИКС.

«Работа не вол»: учителя требуют платить за переработки, но шансов мало

Профсоюз педагогов предложил считать сверхурочными часами нагрузку свыше 18 уроков в неделю. Минпросвещения игнорирует проблему, а коллеги-эксперты спорят: повышение ставок или оплата переработок спасёт школы от коллапса?

Россия вкладывает 210 миллиардов в лекарства от старости и рака: что изменится в медицине

Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила приоритеты масштабного нацпроекта по здоровью — от замедления старения клеток до персонализированных препаратов против рака. Рассказываем, на что пойдут деньги и какие технологии станут доступнее.

Трамп связал авиакатастрофу в Вашингтоне с очками ночного видения: что известно

После столкновения пассажирского самолета и военного вертолета над Вашингтоном Дональд Трамп предположил, что экипаж вертолета мог не заметить лайнер из-за очков ночного видения. Расследование продолжается, но уже сейчас возникают вопросы к действиям пилотов и диспетчеров.

Трамп возрождает «Звездные войны»: Новая эра ПРО и радикальные реформы армии США

Администрация Трампа объявила о создании масштабной системы противоракетной обороны, напоминающей программу Рейгана, и радикальных изменениях в вооруженных силах — от запрета трансгендерам служить до реабилитации противников вакцин.

Красноярские учёные создали чип для мгновенного обнаружения метастазов: прорыв в онкодиагностике

Миниатюрное устройство на основе ДНК-аптамеров способно выявлять раковые клетки в крови до образования вторичных опухолей — новая технология может спасти тысячи жизней.

Герой нашего времени: Александр Тихонов возглавит ключевой пост в Приволжье

Кавалер трёх орденов Мужества Александр Тихонов, участник президентской программы «Время героев», назначен заместителем полпреда в ПФО. Подробности карьерного взлёта ветерана СВО и стратегические задачи нового назначения — в эксклюзивном материале.

«Он просто звонил и представлялся сотрудником ФСБ»: Как рецидивист из Марий Эл лишил Ларису Долину 200 миллионов и что ждёт его сообщников.

Расследование громкого дела о хищении 200 млн рублей у Ларисы Долиной: как рецидивист из Марий Эл создал сеть подставных лиц, заставил певицу продать квартиру и почему расплачиваться за аферу будут десятки людей.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости