Любимому нижегородцами артисту Александру Носову - 50 лет
Да, вот так летит время. А кажется, еще совсем недавно... Редакция газеты, в которой я работал, размещалась на Покровке, тогда, конечно, Свердловке. Из окна, у которого стоял мой письменный стол, было видно здание театра кукол. Утром или в послеобеденные часы часто я замечал Носовых, только что закончивших театральное училище, - Сашу и Веру, шли они взявшись за руки и были похожи на двух счастливых...
(ну, простите мне мою сентиментальность и чувствительность) на двух ангелов. Однажды я увидел их таких на пустынной улице (раньше Свердловка в определенные часы была совершенно малолюдной) и подумал, что, как в сказочном спектакле, я вижу людей если не волшебных, то не от мира сего точно. Ну, а потом началась жизнь.
И надо сказать, что кто-кто, а Саша все время радовал. Я видел его в цепочке детских кукольных спектаклей. Запоминались они, если честно сказать, не так отчетливо, но персонажей Носова ни с кем спутать было нельзя. У него хороший голос - мужской и, так сказать, добрецкий. Его совсем не надо менять, искажать, приспосабливая под детскость и сказочность. В его героях, как и в самом Александре Федоровиче, есть какая-то монолитность, цельность и русскость. Под последним я понимаю и простодушие, и оптимизм, и эмоциональную открытость. А если к этому добавить природную музыкальность Носова (он слышит внутреннюю мелодику характеров своих героев, легко подводит их собственно к музыкальной репризе в роли), то можете представить себе, какого актера в конце концов приобрел российский кукольный театр.
И это еще не все. Кукольный театр - он и древний, и очень юный, потому что в рамках (в формате - сейчас говорят) профессиональной сцены существует совсем немного, и ста лет еще нет. Кукольный, как никакой другой, открыт для импровизаций и придумывания себя самого. Если в спектаклях театра Носову надо было существовать в строго найденной и закрепленной форме, то в своих домашних экспериментах артист натворил немало чудес. Он придумал театр в чемодане, сочинил сотни веселых реприз, стихов, персонажей, перепробовал и одушевил множество приемов работы с куклой и разными ее элементами. Это был и продолжается до сих пор какой-то фейерверк куклотворчества.
Причем это все делается не для узкого круга знакомых, каких-то конкурсов. Со своим волшебным чемоданом Александр Федорович объехал и обошел весь Нижний и пригороды - школы, детские садики. Если вы, дорогой читатель, моложе артиста и пороетесь в своей памяти, то обязательно вспомните замечательного волшебника и клоуна дядю Сашу, который бывал в вашем детском саду, вашей школе и заразил такой веселостью и жизнелюбием, которые не забываются через годы. Александр Федорович Носов - актер народный, почему-то пока не по званию в заслуженных ходит, а по сути своей. Однажды, взяв в руки куклу, он пошел с ней в народ - и здесь-то мы его приметили и полюбили.
Есть еще одно звание у Александра Носова, которое обойти ну никак нельзя. В шутливом “капустном” поздравлении юбиляру на торжественном вечере его коллеги заявили, что Александр Федорович единственный, кто борется с падением рождаемости в стране и вообще является суперпапой. Кроме шуток, это действительно так, потому что Носов к своему 50-летию оброс кучей детей, которых любит искренне и, наверное, даже больше, чем своих кукол. Вот такой он человек - пьет из полной чаши жизни: он и талантливый артист, и трудяга, каких поискать, и счастливый папа. Если есть у нас в городе несколько актеров безупречных и бескорыстных в профессии, то среди первых я назову Александра Федоровича Носова.
После одного спектакля в кукольном я видел, как пятилетний мальчишка, потрясенный, по дороге в гардероб объяснял и показывал в бесчетный раз своей маме: “А потом волк встал и сделал вот так...” И кто же из нас способен подобным образом поразить воображение ребенка? Кто? Может быть, когда я видел лет тридцать назад двух юных людей и мне хотелось сравнить их с ангелами, я и не очень сильно ошибался?
Александр ПАШКОВ.
Фото Юрия ПРАВДИНА.
"Нижегородские новости".