Создан этот комитет еще лет десять назад. Мордовия — многонациональная республика. Проживают в ней 900 тыс. человек. 60 проц. населения составляют русские, 32 — мордва, 5 — татары. Две трети нации — 600 тыс. человек — проживают за пределами республики. Особенно много мордвы в Самарской, Пензенской, Ульяновской областях. По данным переписи 2002 года, мордовская диаспора Чувашии составляет 16 тыс. человек. Она одна из активных и находится в постоянном контакте с Мордовией. Вот и сейчас Саранско-Мордовская епархия передала для земляков достаточно большой тираж православной литературы на эрзянском языке.
В сохранении и развитии языка у мордвы свои специфические проблемы. Дело в том, что немногочисленная нация делится на две группы: мокша и эрзя. Это, по сути, носители двух разных языков. Заметная разница и в материальной культуре, обычаях, фольклоре. Газеты и журналы, учебники издавать приходится на двух языках, что вызывает определенные сложности. Как тут не вспомнить с благодарностью И. Яковлева, который сумел создать алфавит, ставший базой для становления единого литературного языка, приемлемого для носителей разных диалектов.
В годы атеизма большинство храмов на территории Мордовии было разрушено. Все сохранившиеся теперь переданы церкви и постепенно возрождаются. «Пока не начата служба, храм остается мертвым», — считает ректор Саранского духовного училища А. Пелин. Параллельно с переводом Библии на мокшанский и эрзянский языки ведется работа над созданием Православной энциклопедии Мордовии. И тут есть сложности — составителям приходится работать в архивах и соседних регионов, где проживает мордва. Так, в энциклопедию войдут сведения и об Алатыре.
Чувашию и Мордовию объединяет многое, потому что испокон веков два народа жили в добром соседстве. Один из участников семинара, заместитель министра образования республики И. Карпов, оказался нашим земляком — уроженцем Соловьиного села. Так называют эрзя село Малые Кармалы Ибресинского района, откуда родом просветитель мордовского народа М. Евсевьев. Как объяснил один из местных этнографов, название Саранск происходит от слова «сарё». Оно есть и в чувашском языке, означает «желтый». Фольклор сохранил и другие его значения: «добрый», «светлый».
Сокровищницей нации считается республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Эрьзи. Это имя хорошо известно и в Чувашии. Степан Нефедов родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда (ныне Ардатовский район Мордовии). После церковно-приходской школы крестьянский сын работал в артелях иконописцев Алатыря и Казани, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Жил и работал в Москве, на Урале и Кавказе, в Италии, Франции, Аргентине. Произведения свои С. Нефедов подписывал названием родного народа — Эрьзя, неизменно добавляя мягкий знак после «р». Именно этот псевдоним прославил на весь мир самого скульптора, а через него и весь его народ. Скульптуры Степана Эрьзи хранятся в музеях многих стран мира. Самая большая коллекция, состоящая из более чем 200 работ, собрана в Саранске. Степан Эрьзя считается знатоком внутреннего мира человека. Он мог показать любое состояние души: нежность, спокойствие, гордость, мужество, радость, отчаяние, гнев, ужас, тоска… Говорят, мастер взглядом просвечивал материал, после которого тот становился послушным. Надо быть чудотворцем, чтобы уметь вдохнуть человеческие эмоции в холодные камни, южноамериканские деревья необычайной твердости и прочности. Как участник известных выставок в Милане, Ницце, Венеции, Париже, он на продаже скульптур мог бы сколотить огромное состояние. «Я человек бездетный. Для меня каждая скульптура — как ребенок. Разве родители продают своих детей?» — ответил он на просьбу одного богача, пожелавшего приобрести у него скульптуру библейского Моисея. Кстати, образу Иисуса Христа скульптор посвятил свыше полутора десятка работ. Более 200 произведений привез Эрьзя из Аргентины, где прожил 23 года, и передал в дар своему народу.
Как известно, мордва пересмотрела дату единения с Россией. По письменным источникам и археологическим данным ученые доказали, что еще на рубеже Х-ХI веков мордовские земли находились под юрисдикцией Русского государства. И отметила Мордовия нынче в августе свое тысячелетие в составе России. В дни праздника с участием Президента России В. Путина в центре Саранска был открыт памятник Федору Ушакову. Уроженца Ярославской области здесь считают своим. После окончания службы адмирал поселился в деревне Алексеевка близ Санаксарского монастыря, где настоятелем служил его дядя преподобный Феодор. Оба они причислены к лику святых, мощи обоих перенесены в Саранский кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова (на снимке). А освящен он в дни юбилея Алексием II. Храм площадью более 2000 кв. метров может вмещать до 3000 человек. Строили его около четырех лет всем миром. Прихожане Чебоксарско-Чувашской епархии надеются, что частицы мощей святого Феодора Ушакова будут переданы на хранение в наш Покровско-Татианинский собор.
Еще один известный в истории народа человек — церковный реформатор и просветитель, видный государственный деятель России ХVII века, выходец из мордвы патриарх Никон. Памятник земляку Саранск открыл в те же дни юбилея на соборной площади.
Возведение этого комплекса, говорят, сильно изменило облик центра города. «Теперь и мы догнали ваши Чебоксары», — отмечают его жители, побывавшие ранее у нас. И подчеркивают, что сейчас у них и свой «залив» есть. Под ним они имеют в виду зону культурного отдыха. Совсем недавно на ее месте было настоящее болото. Сейчас это благоустроенный водоем с фонтанами, романтическим мостиком. Кажется, что все это так знакомо.