Неужели наступает настоящий мир между Израилем и палестинцами?
14 февраля 2005 г.
Евгений Киселёв
журналист
Поверить в это трудно, потому что в прошлом мирный процесс прерывался не однажды. С другой стороны, сколько раз на протяжении минувшего столетия на Ближнем Востоке происходили события, в которые почти никто не верил. Почти никто не верил когда-то, что евреям удастся спустя две тысячи лет жизни в диаспоре воссоздать свое государство. Потом мало кто верил, что это крошечное государство сумеет выстоять и победить в войнах с многократно превосходящими силами арабских соседей. Когда-то представлялось абсолютно невероятным, что президент Египта Садат прилетит в Израиль для переговоров о мире, и вскоре между двумя странами будут установлены дипломатические отношения. Сегодня же им уже более четверти века. А еще сравнительно недавно - пятнадцати лет не прошло - совершенно фантастической казалась возможность переговоров между Израилем и Организацией освобождения Палестины. Однако случилось и это. Во что же сегодня труднее всего поверить?
В то, что палестинцы и израильтяне когда-нибудь сумеют договориться по проблеме Иерусалима - города, который и те, и другие хотят видеть своей столицей.
Иерусалим - главный камень преткновения, в который может упереться мирный процесс. Надо хоть раз побывать в Иерусалиме, чтобы понять, как там всё непросто.
Иерусалим де-факто действительно является столицей Израиля и имеет все соответствующие атрибуты. Еврейское население Иерусалима давно уже намного превышает арабское. Площадь еврейских кварталов в несколько раз больше территории, которую занимает арабская часть города. Но эти две части Иерусалима очень четко, зримо очерчены. Граница проходит примерно там же, где когда-то, в 1949 году, по окончании первой арабо-израильской войны, пролегла линия прекращения огня.
Буквально в нескольких шагах от еврейских кварталов, по облику скорее напоминающих улицы многих городов европейского Средиземноморья, совершенно другой - восточный, азиатский, мусульманский город. Большинство израильтян не любят там бывать, арабы избегают еврейской части города. После начала интифады у жителей города многократно усилилось ощущение линии фронта, проходящей прямо под окнами.
И для евреев, и для арабов вопрос об Иерусалиме является не только политическим, но и религиозным, идеологическим, эмоциональным. Иерусалим - главный священный город иудеев.
На протяжении двух тысяч лет, пока евреи жили в рассеянии, они каждый год повторяли как заклинание: "На следующий год увидимся в Иерусалиме". Город стал символом возвращения национального достоинства, избавления от веков бесправия, гонений, погромов.
Для арабов Иерусалим - тоже священный город, третий по значению после Мекки и Медины. Главная иерусалимская мечеть Аль-Акса - самая старинная из всех мечетей на Земле.
Телевидение часто дает такую картинку: вот евреи молятся у своей главной святыни - Стены плача, единственной, уцелевшей от дважды разрушенного в древности храма. А вот арабы молятся в той самой мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Но тот, кто не бывал в Иерусалиме, как правило, не понимает, что Стена плача - внешняя часть стены, окружающей эту самую мечеть.
Тут - эпицентр проблемы. И тут же - возможный ключ к ее разрешению.
Называется он термином "ватиканизация". Комплекс мусульманских святынь, главная из которых Аль-Акса, представляет собой крепость внутри крепости - Старого города, обнесенного со всех сторон стеной, построенной еще во времена крестоносцев. Этот комплекс всегда будет чисто арабской территорией. И в то же время это географически обособленная, изолированная со всех сторон часть Иерусалима. Именно на этой небольшой территории можно создать символическую столицу палестинцев, этакий мусульманский Ватикан.
Но пока и арабы, и евреи - даже самые большие "голуби" с той и с другой стороны - гневно отвергают подобные идеи как гнусные инсинуации. Когда они сумеют по-иному взглянуть на проблему Иерусалима и договориться? Опыт ближневосточной истории подсказывает, что и эта, казалось бы, абсолютно невозможная сегодня вещь может случиться раньше, чем предполагают авторы самых смелых прогнозов.