Неужели наступает настоящий мир между Израилем и палестинцами?

14 февраля 2005 г.

Евгений Киселёв

Евгений Киселёв
журналист

Неужели все-таки это случилось? Неужели произошло столь долгожданное и столь же невероятное: наступает настоящий мир между Израилем и палестинцами? Нет, конечно, никто не может поручиться, что договоренности, достигнутые между израильским премьером Шароном и палестинским президентом Махмудом Аббасом на встрече в Шарм аш-Шейхе при участии госсекретаря США Кондолизы Райс, положат конец конфликту, длящемуся без малого сто лет.

Поверить в это трудно, потому что в прошлом мирный процесс прерывался не однажды. С другой стороны, сколько раз на протяжении минувшего столетия на Ближнем Востоке происходили события, в которые почти никто не верил. Почти никто не верил когда-то, что евреям удастся спустя две тысячи лет жизни в диаспоре воссоздать свое государство. Потом мало кто верил, что это крошечное государство сумеет выстоять и победить в войнах с многократно превосходящими силами арабских соседей. Когда-то представлялось абсолютно невероятным, что президент Египта Садат прилетит в Израиль для переговоров о мире, и вскоре между двумя странами будут установлены дипломатические отношения. Сегодня же им уже более четверти века. А еще сравнительно недавно - пятнадцати лет не прошло - совершенно фантастической казалась возможность переговоров между Израилем и Организацией освобождения Палестины. Однако случилось и это. Во что же сегодня труднее всего поверить?

В то, что палестинцы и израильтяне когда-нибудь сумеют договориться по проблеме Иерусалима - города, который и те, и другие хотят видеть своей столицей.

Иерусалим - главный камень преткновения, в который может упереться мирный процесс. Надо хоть раз побывать в Иерусалиме, чтобы понять, как там всё непросто.

Иерусалим де-факто действительно является столицей Израиля и имеет все соответствующие атрибуты. Еврейское население Иерусалима давно уже намного превышает арабское. Площадь еврейских кварталов в несколько раз больше территории, которую занимает арабская часть города. Но эти две части Иерусалима очень четко, зримо очерчены. Граница проходит примерно там же, где когда-то, в 1949 году, по окончании первой арабо-израильской войны, пролегла линия прекращения огня.

Буквально в нескольких шагах от еврейских кварталов, по облику скорее напоминающих улицы многих городов европейского Средиземноморья, совершенно другой - восточный, азиатский, мусульманский город. Большинство израильтян не любят там бывать, арабы избегают еврейской части города. После начала интифады у жителей города многократно усилилось ощущение линии фронта, проходящей прямо под окнами.

И для евреев, и для арабов вопрос об Иерусалиме является не только политическим, но и религиозным, идеологическим, эмоциональным. Иерусалим - главный священный город иудеев.

На протяжении двух тысяч лет, пока евреи жили в рассеянии, они каждый год повторяли как заклинание: "На следующий год увидимся в Иерусалиме". Город стал символом возвращения национального достоинства, избавления от веков бесправия, гонений, погромов.

Для арабов Иерусалим - тоже священный город, третий по значению после Мекки и Медины. Главная иерусалимская мечеть Аль-Акса - самая старинная из всех мечетей на Земле.

Телевидение часто дает такую картинку: вот евреи молятся у своей главной святыни - Стены плача, единственной, уцелевшей от дважды разрушенного в древности храма. А вот арабы молятся в той самой мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Но тот, кто не бывал в Иерусалиме, как правило, не понимает, что Стена плача - внешняя часть стены, окружающей эту самую мечеть.

Тут - эпицентр проблемы. И тут же - возможный ключ к ее разрешению.

Называется он термином "ватиканизация". Комплекс мусульманских святынь, главная из которых Аль-Акса, представляет собой крепость внутри крепости - Старого города, обнесенного со всех сторон стеной, построенной еще во времена крестоносцев. Этот комплекс всегда будет чисто арабской территорией. И в то же время это географически обособленная, изолированная со всех сторон часть Иерусалима. Именно на этой небольшой территории можно создать символическую столицу палестинцев, этакий мусульманский Ватикан.

Но пока и арабы, и евреи - даже самые большие "голуби" с той и с другой стороны - гневно отвергают подобные идеи как гнусные инсинуации. Когда они сумеют по-иному взглянуть на проблему Иерусалима и договориться? Опыт ближневосточной истории подсказывает, что и эта, казалось бы, абсолютно невозможная сегодня вещь может случиться раньше, чем предполагают авторы самых смелых прогнозов.

Межрегиональная Лига журналистов

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости