Зеркало жизни
29 апреля 2008 г.
Елена Мозжухина
Психолог
Прошло время крутых парней «Бригады» и вот уже актер Сергей Безруков из обаятельного, но как ни крути, а бандита, переквалифицировался вначале в Есенина, а затем и вовсе в бравого советского пограничника (фильм про июньские дни 41–го грозятся скоро выпустить на телеэкраны).
А процесс все движется. Все чаще на экранах стали появляться даже не отечественные детективы с хорошим концом, а обыкновенные мелодрамы – что-то типа экранизированных «женских романов». И вот последний опус из этой серии – лубочный сериал «Батюшка», который повествует, как все жители деревни вдруг чего-то там осознали, где-то там прониклись, после чего принялись возводить новый храм от которого, как уверяют создатели фильма, жизнь на селе сразу станет лучше, станет веселее, в чем очень хочется усомниться.
Несомненно одно его достоинство – выпущен он очень кстати, как раз перед пасхой. Правда, достоинство это единственное, если не считать крепкую добротную игру актеров. Но как бы они ни были талантливы, явных просчетов сценариста им не прикрыть – уж очень большие дыры зияют в психологической достоверности персонажей. Отсюда и двоякое чувство – вроде бы хочется чего-то такого, но в то же время, избалованные блестящими фильмами советского кинематографа, зрителю при этом непременно требуется качество, а вот оно – увы…
Кстати, на мой взгляд – это основной и самый крупный недостаток наших отечественных сериалов. Из-за отвратительных сценариев максимум, на что вытягивает фильм, это на четверку, но только благодаря блистательной игре актеров.
Наглядный пример – сериал «Апостол». Чего хотели его авторы понятно – сделать нечто замечательное и интригующее от начала до конца. На самом же деле из-за непродуманного сырого сценария, в котором невооруженным глазом зияют не просто дыры, но «черные дыры», у них, как мне кажется, ничего не получилось. Вновь сыграл роковую роль недостаток достоверности и отсутствие психологической завершенности в характерах киногероев. Нелогичные поступки, совершаемые ими, сводят на нет все впечатление.
Неужели перевелись на Руси хорошие сценаристы? Может быть, надо конкурс объявить с крупными денежными премиями или еще что-то? Трудно сказать. Пока же факт остается фактом – пятерочная игра артистов, добротная работа режиссеров и двоечная – сценаристов. В итоге – четыре с минусом, а то и вовсе троечка.
Радует лишь одно – тенденция. Если кино и впрямь – зеркало жизни, стремящийся отражать не только то, что творится в стране, но и то, что хочет увидеть отечественный телезритель, в таком случае дела в России идут на лад. Налицо и стабилизация, и успокоенность, хотя до уверенности в завтрашнем дне конечно еще семь верст и все лесом.
Но ничего. Процесс-то идет, так что может и это когда-нибудь наступит…