Тоска по родине
24 апреля 2006 г.
Георгий Бовт
Политолог
В воздухе все время носятся какие-то идеи. Но все какие-то такие мелкие-мелкие, мельче мух. Они стремительно появляются, проносятся по всем основным массмедиа. Сначала где-нибудь в интернете, потом на радио и телевидении. На следующие дни – в газетах. Как правило, вся новостная канва, весь набор подробностей задается с самого начала и потом уже сравнительно мало меняется. Получается такое коллективное смачное пережевывание, от которого людей информированных и не особо интересующихся филологическими изысками отдельных комментаторов начинает тошнить буквально сразу. Они скучнеют и постепенно добровольно переходят в разряд людей менее информированных. Менее информированным нынче вполне хорошо.
Любопытно также, что таковых в стране вообще давно уже большинство. Этому большинству, к примеру, совершенно неизвестны очень и очень многие важные дяди и тети на самом верху российской управленческой пирамиды. Не говоря уже о том, что неизвестно, что именно эти дяди и тети там на своем олимпе конкретно делают. Политические новости большинству людей стали совершенно неинтересны. Они за ними не следят, не усматривая в ходульных постановках властных политинформтехнологов никакого существенного смысла. Ни для себя конкретно. Ни вообще.
Речь не только о каких-то там дремучих или вечно не просыхающих упырях, сидящих в грязных землянках посреди непроходимых лесов и непролазных топей российского бездорожья. Вполне образованные (во всем остальном) люди, работающие на престижных или просто хорошо оплачиваемых работах, живущие в крупных городах, совершенно напрочь эмигрировали из российской политики как информационного пространства.
В быт. В деньги. В работу-бизнес. В технические прибамбасы. В интернет. В Live Journal. В пиво или что покрепче. В девочки-мальчики. В приколы. В просто тусню.
Сегодня в этом смысле «эмигрировать» намного легче и куда как приятнее, чем в лохматые 70-е. «Адресов» помимо собственной кухни хоть отбавляй. Эмигрируй не хочу.
Трудно даже представить, какие такие общественные дебаты-дискуссии могли бы преодолеть кажущийся практически непреодолимым барьер в виде зевающего во весь рот обывателя – «ну какая же все это тоска». Попытки как-то встряхнуть этого обывателя, как правило, ни к чему не приводят. Тем более что иные новации сильно отдают глупостью, а это нынче само по себе уже не сенсация. Ну подумаешь, брякнул что-то академик Велихов про надобность запретить слова «доллар» и «евро», пронеслось саркастическими комментариями по тем 100 тыс. (одних и тех же) читателей газет и журналов с заметками длиннее, чем подпись к гламурному фото – и утихло.
Или какие-то заполошные православные вдруг решили, что надобно бороться нам всем с презервативами. Ну еще дня на два новость. И то вряд ли.
При этом вполне себе серьезная попытка Русской православной церкви заняться масштабно в обществе нравственностью и правами человека заодно тоже как-то не привлекла никакого широко внимания. Незаслуженно, кстати, и вне зависимости от личного отношения к конкретному наполнению таковой попытки.
Такое впечатление, что в нынешней общественной среде вообще что какая идея, что новость, что казус какой обречены ровно на одинаковый срок жизни-паблисити. День-два – и все. Потом все забудут. Потом всем становится скучно.
Скучны, кажется, уже даже попсоидно-гламурные новости: ну уже по десятому разу одной и той же тусовке перемыли все кости. Надоели все они страшно. И даже когда какое-то новое вроде лицо, очередная сфабрикованная звезда явит себя, раскрученная на чье-то бабло, миру, как и про нее думают, что не такое уж у нее (него) лицо и новое, а такое же оно, как и все эти уже опостылевшие сытые и нарочито (потому что так нынче принято) глупые морды.
Над этим вечным спящим покоем те, кого по недоразумению почему-то называют элитой, ведут между собой какие-то диалоги, делают друг другу какие-то намеки. Идеологические, так сказать, пассы.
Кого-то подсиживают, с кем-то борются, что-то там проталкивают. При этом их действия сугубо лоббистские, те, что за ради денег – они по-своему и понятны: люди борются за конкретную для себя и близких своих выгоду на долгие годы вперед. Контрактик там какой, откатик, сделочка, разводочка какая и пр. Но когда они начинают говорить о вещах как бы абстрактных (за судьбу страны, перспективы развития, то есть про родину и пр.), становится как-то неловко. Потому что непонятно: к чему это они клонят, чего хотят конкретно в данном случае для себя, любимых, добиться, в чем подвох, наконец? Потому как чтобы кто-то вот так вот просто взял и за страну стал радеть, без всякой для себя задней мысли?! Как-то в это совершенно не верится. Не может такого быть. Обязательно должно быть какое-то второе, третье, четвертое дно и пятый смысл. Даже усталый обыватель своими сонными мозгами это понимает. И посему духоподъемные речи нынче совершенно не воспринимаются, их нынче вообще никто не слушает. Ежели там врагов каких отыскать с другим оттенком кожи – это мы мигом. И – в морду. Рефлекс идентификации врагов работает не хуже, чем в звериной стае. А так чтобы вот так запросто, по-доброму ответить на вопрос, с чего теперь-то начинается родина, кто нынче может?
А когда все это кончится?
Потому что потом обязательно будет следующий наш отечественный коронный вопрос: кто виноват?