Шок-шоу
03 марта 2006 г.
"Красота - это страшная сила!" - говаривала незабвенная домработница Маргарита Львовна из кинофильма "Весна" в блистательном исполнении Фаины Раневской, примеряя перед зеркалом экстравагантные шляпки и являя собой прекомичнейшее зрелище.
В сегодняшнем стремлении множества наших современниц и современников к красоте и вечной молодости уже нет ничего комичного, зато страху хоть отбавляй. Никогда не забуду, как упал в обморок оператор, снимавший процедуру откачивания жира с живота и бёдер журналистки НТВ Иоланды Чен. Она была первой, кто сделал это публично, специально для "Намедней", и не только оператор, но и зрители натерпелись тогда ужаса, слушая громкое чавканье насосов и наблюдая, как литры жира наполняют стеклянные банки. Бр-р-р!
Популярная телеведущая Оксана Пушкина публично не омолаживалась, но она первой поведала широкой аудитории об опасностях пластической хирургии и косметологии, сама став жертвой недобросовестных врачей. Пушкина, проявив недюжинное мужество, провела настоящее журналистское расследование, защищая не только собственные права, но и права многих обычных женщин, которым пластические хирурги-шарлатаны испортили жизнь, изуродовав их лица и тела, навсегда отняв здоровье.
Впрочем, и после её шокирующих откровений количество желающих умереть за красоту не убавилось. И понятно почему: эфир забит молодыми красавицами и красавцами, которые вместе с выгодной внешностью якобы вытянули свой счастливый билет. Они вышагивают по подиумам, их берут замуж заморские принцы, они тусуются в светских компаниях, а телекамеры охотно и подробно фиксируют эту сладкую жизнь. И тысячи юных дурочек искренне верят: стоит укоротить нос, увеличить губы и накачать силиконом грудь, как счастье и им улыбнётся, и они тоже станут персонажами светских хроник, за которыми день и ночь охотятся папарацци.
Героиня документального фильма "Умереть за красоту" 19-летняя Юля ненавидит в себе всё: слишком тонкие губы, толстые щёки, маленький нос и округлые бёдра. А на вопрос хирурга, зачем ей радикальная операция в столь юном возрасте, отвечает бесхитростно: "- Красивые девочки бывают очень успешные. А толстые и страшные никому не нужны. В том числе и я". При этом она отнюдь не страшная и вовсе не катастрофически толстая, и у неё есть жених, который отговаривает её от операции и уверяет, что она мила ему в своём первозданном виде. Но никакие разумные аргументы на Юлю не действуют. "- Блин, скорей бы завтра!" - торопит она время, чтобы скорее лечь под нож и стать красавицей.
Видимо, бедная Юля в силу возраста не слышала популярной в советское время песни: "Не заменит внешность/ Губ неярких нежность,/ Маленького сердца большую доброту./ Преданность и верность не заменит внешность,/ Только вот не каждый видит эту красоту".
Пластический хирург Евгений Лапутин, оперировавший девушку и погибший в день окончания съёмок фильма, говорит в конце примерно то же: "- Сегодня никто не хочет быть собой, все хотят быть, как кто-то. Я же, прооперировав десятки тысяч женщин, понял: женщина красива всё же не своей внешностью, как бы ни банально это звучало".
Новый проект "Первого канала" называется "Формула красоты". Его тоже начинал Евгений Лапутин, который успел сделать лишь одну операцию, а потом трагически погиб.
Пятнадцать мужчин и женщин в возрасте от 24 до 60 лет согласились 90 дней жить в "стеклянном доме", под прицелом телекамер и за это время радикально изменить свою внешность. Сам процесс этого изменения нам показывают во всех подробностях, по сравнению с которыми зрелище родоначальницы жанра Иоланды Чен отдыхает.
При этом нам сообщают, что у каждого из этих добровольцев присутствует мощная мотивация, подвигнувшая их изменить не только внешность, но и всю свою жизнь.
Первая из участниц реалити-шоу, попавшая на операционный стол, - утомлённая жизнью писательница Хрусталёва мечтает, избавившись от мешков под глазами, носогубных складок и обвисшего живота, попробовать себя на сцене в амплуа... Елены Степаненко (о, великая сила "кривых зеркал"! О, мотив так мотив!). Рассказик, который она на пробу читает своим "подельникам" и Лолите, посетившей теледом, потрясает сокрушительным отсутствием остроумия, что, впрочем, отнюдь не является препятствием для её дальнейшего продвижения к сцене, как показывает опыт той же Елены Степаненко, оказавшейся на эстрадном олимпе благодаря на редкость удачному замужеству.
Так вот, ради осуществления своей мечты госпожа Хрусталёва легко разоблачается перед врачами и телекамерами, демонстрируя малопривлекательное немолодое тело, которое хирург разрисовывает цветными фломастерами, делая его похожим на схему разделки мясной туши. Все хирургические манипуляции над лицом и телом писательницы мы тоже наблюдаем практически в полном объёме, и зрелище это, доложу я вам, в высшей степени неэстетичное: чавкают насосы и летят в ведро ошмётки жира из-под век. Красота - страшная сила, но не до такой же степени, чтобы отворачиваться от телеэкрана, пережидая, когда закончится кровавая сцена.
Почему участники "Формулы красоты" согласились на участие в нём и предоставили свои лица и тела на широкое обозрение - понятно. Косметологические манипуляции - штука крайне дорогая, да и шанс нарваться на шарлатанов от медицины велик. Здесь же они наверняка получили и максимальную гарантию качества, и бесплатные услуги. Но телевидение-то должно думать о том, что ранним субботним вечером у телевизоров собираются самые разные зрители, среди которых немало слабонервных.
Предупреждения, что-де "слабонервных просим не смотреть", в эфире нет как нет.
Напротив, межпрограммное пространство кишит анонсами "Формулы красоты", завлекающими публику необыкновенным зрелищем. Может, это такой специальный приём, направленный на то, чтобы отвадить впечатлительные умы и души от желания стать красивыми любой ценой?
Так или иначе, но это очередной прорыв в жанре реалити-шоу. Если раньше телевидение в одночасье делало знаменитыми никому не известных людей, то теперь оно смело вторгается в человеческую природу, делая участников шоу с помощью хирургов помолодевшими, похудевшими, ну и знаменитыми тоже. Хотя, по мне-то, избави, Господи, от такой известности - типа: "- Вон, смотри, тётка пошла, которая по телевизору телесами трясла!"
Если дальше так пойдёт, то ТВ, пожалуй, организует реалити-шоу "Роды" и - по контрасту - реалити-шоу "Уход на тот свет". И тоже найдутся сотни добровольцев, готовых за сомнительную славу или внушительную мзду сыграть в ящик (в прямом и переносном смысле этого слова). Шокировать публику - так уж по полной программе!
Устроил же Андрей Малахов на этой неделе шокирующее шоу вокруг смерти Юрия Лонго. Ровно на девятый день после его ухода из жизни (это Малахов специально подчеркнул) гости студии, среди которых были и священнослужители, устроили пляску на костях, обсуждая: своей смертью умер Лонго или его убили при помощи мощного энергетического удара, а также достоин он был отпевания или исчадью ада гореть в геенне огненной?
На шоу пришли и вдова Лонго, и несколько его астральных жён, которые устроили в студии форменное безобразие, отстаивая свои права на усопшего.
Это был подлинный праздник мракобесия, который совершенно затмил тот простой и неоспоримый факт, что умер человек, а говорить об умершем (тем более об умершем только что) христианская традиция предлагает или хорошо - или ничего. И уж, как минимум, тихо.
Но ради шоу, ради зрелища на что только не пойдёшь! Вот и вторгается ТВ в такие сферы, которые всегда предполагали особую деликатность: в вопросы жизни и смерти, интимную жизнь человека и операционную, куда, как правило, посторонних не пускали (и правильно делали).
А мы ему в этом потакаем, жадно приникая к экрану, когда на нём появляется что-нибудь особенно горяченькое или уродливое. По нынешним временам не красота, а уродство во всех его проявлениях - страшная сила. В том числе уродство моральное.