Кондуктор не спешит, кондуктор понимает…

Золотое кольцо, (01:11) 08 ноября 2005 г.

Мы их боимся, когда у нас нет денег, чтобы оплатить проезд. Мы их жалеем, когда на нас нисходит просветление и мы видим, какая же это адская работа - вот так, целыми днями кататься в промороженном зимой или душном до изнеможения автобусе и вымарщивать деньги с нас, не слишком-то жаждущих добровольно заплатить за проезд! А порой мы их и ненавидим. Это когда кругом все плохо, и транспорт ломается чаще обычного, и плату за проезд увеличили, и тарифы на услуги ЖКХ подняли, и вообще в правительстве черт знает что творится, а о народе никто не думает... В такие минуты наше плохое настроение усугубляется почему-то именно в общественном транспорте, и злобу свою мы срываем на кондукторах. А они молчат. Во-первых, потому что знают, что нам плохо, ведь и им не лучше. Во-вторых, они воспитали в себе выдержку и мужество не отвечать на наши оскорбления. А в-третьих, потому что они измучились и устали от этой жизни и от своей работы так, что нет сил на нас реагировать.

Да, именно так можно назвать кондукторов рыбинского муниципального предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие N 1», занимающегося городскими перевозками. Что бы ни случилось в мире, пусть хоть тайфун в Индонезии, для пассажиров рыбинских автобусов почему-то во всем виноваты они. Наверное, потому, что с ними, как ни странно, простой народ проводит большую часть своего худшего времени - то есть времени, когда мы опаздываем на работу или важную встречу, времени, когда торопимся в больницу, в собес или в детский садик за ребенком. Тогда у нас неважное настроение, и транспорт почему-то, как нам кажется, реже ходит и ломается уж слишком часто, да и плата за проезд непомерно высокая...

Но особенно тяжелым выдался для рыбинских кондукторов именно этот год.

- В январе местная власть приняла решение пенсионерам оплачивать проезд, - рассказывает председатель профсоюзного комитета ПАТП Светлана Николаевна Акулова. - Но были сохранены определенные федеральные льготы, и началась путаница. Пенсионеры, которые раньше ездили бесплатно, а в январе вынуждены были платить за проезд, стали вымещать свою злобу на кондукторах... Потом начались регулярные перемены. То выпустят власти одно решение, то чуть ли не на следующий день отменяют его и принимают другое. То нужно было покупать льготные проездные билеты, то срочно их сдавать, потому что проезд снова вводился бесплатный... И такая кутерьма длится по сей день. Решением губернатора введен бесплатный проезд, и теперь пенсионеры живут в ожидании, что же будет дальше, и без конца спрашивают об этом кондукторов. А кондукторы-то откуда знают! Вот на них все негодование и вымещают, мол, вы все должны знать.

Да, действительно, как будто это кондукторы, а не чиновники областной и рыбинской администраций готовят и выпускают в свет зачастую противоречащие и отменяющие друг друга постановления! И за пять тысяч рублей заработной платы, из которой еще вычтут все положенные налоги и на руки останется четыре с небольшим тысячи, кондукторы, работая по двенадцать тяжелейших часов в день, несут ответ за грехи почти всего человечества.

Работники и руководители ПАТП кондукторов жалеют. Что и говорить - на них да на водителях все в автотранспортном предприятии держится. Проще говоря, весь муниципальный транспорт, все пассажирские перевозки всех рыбинцев от мала до велика зависят от них. Но если водитель защищен от гневной толпы, во-первых, кабиной, а во-вторых, особым положением - ведь каждый понимает, что, начав наезд на водителя во время рейса, рискуешь оставить и себя, и всех пассажиров, как гласит с экранов ТВ одна известная «реклама», в твердой памяти, то кондуктор не защищен практически ничем. Поэтому их особенно жалеют в ПАТП. Директор Виктор Константинович Жиганов всегда идет навстречу. Мало кому из работников выписывают досрочно аванс, а кондукторам никогда не отказывают. Ведь это одни женщины, причем почти у всех дети, да не по одному, а мужей, как правило, уже нет, и материальное положение семьи зависит только от зарплаты мамы-кондуктора...

Главный кондуктор предприятия Татьяна Владимировна Жущиковская рассказала, как в ПАТП подготовились к работе кондукторов в осенне-зимние холода. В диспетчерских пунктах оборудованы бытовки для того, чтобы женщины во время пересменков могли погреться, поесть, выпить горячего чая. Недавно куплены микроволновые печи для разогрева обедов. На втором этаже главного здания ПАТП оборудована для женщин комната отдыха. Во всех автобусах максимально утеплены рабочие места кондукторов. Приобретена обувь - валенки и суконные сапоги - на холодное время года. Все это, конечно, облегчает работу этих женщин, но морально все равно остается тяжело. Потому что для большинства пассажиров кондуктор - враг, с которым почему-то надо бороться. Оскорбить, увильнуть от оплаты проезда, зажать деньги в кулак и упорно не передавать их, а ждать, когда кондуктор протиснется через толпу и подойдет к тебе сам...

И при всем этом кондукторы не только приносят доход предприятию, но и умудряются ловить так называемых зайцев и штрафовать их. Особенно ощутимой была прибыль в первые годы работы кондукторов - а ввели их в ПАТП

N 1 в 1994 году. Тогда с первых же дней стало ясно, как же все-таки много народу в Рыбинске, оказывается, ездит на халяву!

Потом пошла вторая волна зайцев, или халявщиков, - поддельные удостоверения. Их изымали и изымают. Разумеется, за ними никто не приходит, кому охота признаваться в подделке документов! И за одиннадцать лет работы кондукторов скопились в ПАТП целые папки левых ветеранских, студенческих, инвалидных и прочих удостоверений и проездных билетов!

В том, теперь уже далеком 1994 году по первому призыву в ПАТП N 1 на должности кондукторов пришло очень много замечательных женщин сорока-пятидесяти лет. Как раз начались повальные сокращения и невыплата по полгода заработной платы на большинстве предприятий Рыбинска. И вот инженеры-электронщики, владеющие тонкостями оборонной промышленности и имеющие порой не по одному высшему образованию, подались в кондукторы. Их интеллектуальный и духовный уровень сразу дал о себе знать. Все женщины трудились необыкновенно честно, с полной самоотдачей, проявляя чудеса самопожертвования и культурного обращения. Это казалось тем более удивительным, что рождены и образованы женщины были вовсе не для склочного порой выманивания у пассажиров денег, а для тонких изысканных научных работ. Но ни одна из них не пожаловалась тогда на судьбу! В ПАТП до сих пор с доброй улыбкой вспоминают кондукторов Расторгуеву, Забротину и Скользскую, женщин очень интеллигентных, которые вынуждены были уйти в кондукторы с обнищавших заводов за несколько лет до выхода на пенсию. Каждая из них, приходя рано утром в ПАТП и занимая рабочее место в промерзшем за ночь автобусе, говорила себе: «Я выдержу, мне нужно дойти до конца, мне нужно поднять детей, мне нужно доработать до пенсии... Только бы не сломаться! Только бы справиться с этими каждо-дневными унижениями и не бросить все это!»

Женщины, пережившие в начале девяностых годов прошлого века стрессы из-за потери работы и длительного безденежья, зачастую идут навстречу безбилетным пассажирам, если видят, что они действительно нуждаются и находятся почти в такой же ситуации, в какой не так давно находились сами кондукторы. Я лично несколько лет назад была свидетелем, как бедно одетая женщина с усталым, измученным лицом умоляла кондуктора разрешить ей доехать бесплатно до центра занятости, куда она в очередной раз направлялась в поисках работы... И кондуктор разрешила.

Частенько в ПАТП вспоминают случай, произошедший с одной кондукторшей. Она стала требовать плату за проезд у женщины, а та раскрыла сумку и показала ей содержимое, сказав:

- Вот видите, у меня картошка и огурцы, и это единственное сейчас питание моей семьи. Хлеба нет. Если нужно, я в уплату за проезд отдам вам это, а больше мне дать нечего.

Разумеется, ее довезли бесплатно. За такие упущения в работе кондукторам от начальства не попадает.

Работа рыбинских кондукторов не только тяжелая морально и физически, но и опасная. Все 252 работника - женщины. Многие из первых кондукторов ушли на пенсию, но костяк того первого автотранспортного призыва остался. Каждая - отважная. Рано утром начинают работу, поздно ночью заканчивают. Довозят их, конечно, до микрорайона, ну а дальше до дома - своим ходом. С уличным освещением в Рыбинске, как известно, проблемы, вот и попадались кондукторы не один раз под руку хулиганам и настоящим ворам. Сейчас они даже письмо руководству ПАТП написали с просьбой выйти на местную власть с их проблемой - проблемой плохого освещения. Так и пишут: идти с работы страшно. И еще: «Если нас ограбят, то из-за темноты мы даже не будем иметь возможности опознать преступника...»

И все это далеко не голословно. Вот только несколько наиболее запомнившихся работникам ПАТП фактов. Три года назад на кондуктора Любу Григорьеву набросилась в автобусе психически больная женщина, когда с нее потребовали плату за проезд. Причинены телесные повреждения. Ирину Грубову пассажир схватил за руку и стал выкручивать пальцы, когда она отбирала у него фальшивый документ на право бесплатного проезда. Избили кулаками кондуктора Нину Аристову, когда она стала требовать показавшийся фальшивым месячный проездной билет. Ночью после окончания смены на подходе к дому отобрали сумку с выручкой у Натальи Матвеевой. Самое последнее преступление - нападение на Ирину Малаушкину, преступник, к счастью, установлен.

... Едет по Рыбинску автобус. Самый обыкновенный, муниципальный. Кондуктор спрашивает проездные документы и плату за проезд. И если тебе ехать всего одну-две остановки и потому жалко отдавать за это шесть рублей - ведь столько сейчас стоит и батон белого хлеба, то преодолей в себе искушение не заплатить, спрятаться, а потом, если кондуктор все-таки до тебя доберется, выскочить из автобуса. Ведь кондуктор, как и ты, далеко не самый богатый человек и ее зарплата зависит от выручки. Если ты куда-то опаздываешь и, из-за того что сломался автобус, очень долго ждешь следующего, то, сев наконец в него, преодолей в себе искушение выместить злобу на кондукторше. Ее вины в этом нет. Напротив, если бы не они с их каждодневной выручкой, то автобусы в Рыбинске ходили бы еще реже.

А если местные власти никак не могут разобраться с тарифами и платными и бесплатными проездами, то не приставай с этими вопросами к кондукторше - она знает столько же, сколько и ты, и так же зависит от настроения властей и политической ситуации в регионе. Помни, что им живется нисколько не легче, чем тебе. И еще помни, что в безвыходной ситуации, когда у тебя действительно не будет ни копейки, а ехать надо, кондуктор не станет спешить высадить тебя из автобуса. Как женщина-труженица, сама когда-то из-за экономической ситуации в стране потерявшая хорошую работу, она тебя поймет и позволит проехать бесплатно. Если, конечно, ты вежливо об этом попросишь.

Лидия СИЗОВА

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости