Пробный пуск

Лига-пресс, (19:35) 10 сентября 2008 г.

Пробный пуск
Запуск Большого адронного коллайдера (БАК) прошел успешно - пучок протонов впервые был проведен по всему 27-километровому кольцу ускорителя, что открывает дорогу для начала экспериментов на этой самой большой в мире исследовательской установке, сообщили ученые журналистам в пресс-центре Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРНа).

"Это фантастический момент. Мы можем теперь ожидать наступления новой эры в понимании происхождения и эволюции Вселенной", - заявил руководитель проекта Лин Эванс (Lyn Evans), слова которого цитируются в сообщении ЦЕРНа.
Директор ЦЕРНа Робер Аймар (Robert Aymar) назвал БАК "машиной открытий". "Его исследовательская программа имеет потенциал, способный в корне изменить наши представления о мироздании, продолжая традицию человеческой любознательности, которая так же стара, как и человечество", - заявил он.

Кольцо коллайдера, расположенное на границе Швейцарии и Франции, состоит из восьми секторов. В конце августа физики проверили систему инжекции ("впрыска" протонов в кольцо) и пропустили его по одному из секторов. В среду ученые поочередно проверяли каждый сектор кольца - насколько хорошо мощные магниты фокусируют и удерживают пучок, как работают детекторы, криогенные и другие системы.

Тест на минимальной мощности, значительно меньшей "штатной" мощности в семь тераэлектронвольт и без столкновений протонов, проводился для окончательной проверки работоспособности систем коллайдера. Реальные эксперименты по столкновению встречных пучков протонов намечены на 21 октября.

Как сообщает корреспондент РИА Новости, в настоящее время специалисты ЦЕРН изучают и анализируют полученные данные.
Большой адронный коллайдер (от английского сollide - "сталкивать"), созданный Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) при участии нескольких тысяч ученых из 85 стран, будет разгонять протоны, частицы, из которых состоят ядра атомов, принадлежащие к классу адронов, до энергии семь тераэлектронвольт - в семь раз больше, чем самый мощный существующий коллайдер Тэватрон, находящийся в Брукхейвенской национальной лаборатории США.

Разогнанные практически до скорости света частицы будут сталкиваться "лоб в лоб" в четырех точках кольца ускорителя с суммарной энергией 14 тераэлектронвольт. Установленные в "местах встречи" детекторы будут фиксировать результаты столкновений - частицы и излучение, изучая которые физики смогут познать тайны материи.

БАК предназначен, в частности, для получения информации о так называемом бозоне Хиггса, предсказанном английским физиком Питером Хиггсом в 1960 году. В рамках существующих представлений, эта частица отвечает за массу элементарных частиц. Для обнаружения следов этой частицы предназначены два самых больших детектора БАК - CMS и ATLAS.

В связи с будущим началом работы ускорителя в мире звучит множество катастрофических предсказаний. В частности, говорится о том, что при работе коллайдера якобы образуется черная дыра, которая поглотит Землю. Однако ученые заверяют, что эксперимент безопасен, так как подобные "эксперименты" многие миллиарды лет происходят в природе при столкновении космических частиц с Землей и другими небесными телами.

Все, что ученые собираются делать на Большом адроном коллайдере, является продолжением той деятельности, которую человечество вело с начала своего появления. Об этом в интервью информационному каналу "Вести" заявил профессор Объединенного института ядерных исследований Игорь Голутвин.

"Люди пытаются узнать, из чего устроен мир, из чего состоит Вселенная. Мы исследуем микромир, объекты и явления которого происходят на расстояниях в тысячи раз меньше размера атомного ядра. Проникновение в эту область требует большой энергии взаимодействующих частиц", - отметил ученый.
"Мы много не понимаем, есть теории, которые находятся в согласии с экспериментом, но эти теории не доходят до столь малых расстояний. Есть ряд вопросов, в которых надо разобраться", - подчеркнул Голутвин.

По его словам, наибольший интерес представляет следующее обстоятельство: "доказано что все, что мы видим, – менее пяти процентов от общего количества материи и энергии во Вселенной. Остальное – мы не знаем, что это такое. В этом надо разобраться". В программу "включены эксперименты, которые смогут прояснить что-то в этой сложнейшей проблеме", - добавил Голутвин. "Надо понять и что такое масса. Из-за чего массы различных частиц, объектов так различны", - отметил ученый, добавив, что это может быть связано как с бозоном Хиггса, так и с другими механизмами.

Голутвин рассказал, что на Большом адроном коллайдере есть два больших эксперимента: ATLAS и CMS. Эти физические программы "более-менее подобны". "Но весь этот комплекс рассчитан на то, что будут сделаны большие открытия. И когда такие события происходят, необходимы подтверждения. Поэтому традиционно делаются два эксперимента с более-менее одинаковыми программами", - пояснил он, подчеркнув, что "до сих пор ошибок не было".

"Важнейшее место в исследованиях занимает попытка понять, почему мы в природе не наблюдаем антивещество. Мы наблюдаем вещество – это хорошо, на самом деле, но надо понять, почему так происходит", - добавил профессор.
Сегодня на крупнейшем в мире ускорителе элементарных частиц – Большом адронном коллайдере, – который создан Европейской организацией ядерных исследований (CERN) близ Женевы, прошел первый пробный эксперимент по разгону пучка протонов.

24 апреля 2022 г. :: В мире

Минобороны: высокоточными ракетами уничтожены цеха по производству взрывчатки на Украине

Российские военные высокоточными ракетами наземного базирования нанесли удар и уничтожили цеха по производству взрывчатых веществ и порохов для ВСУ в районе Павлограда (Днепропетровская область), заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

31 марта 2022 г. :: Культура

Не делать драму из отъезда звезд

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не драматизировать отъезд некоторых знаменитостей из страны за рубеж в связи со спецоперацией на Украине.

27 февраля 2022 г. :: В мире

Остановка сертификации газопровода «Северный поток – 2» вызовет в Европе огромный скачок цен на газ

Об этом заявил заместитель председателя Совета безопасности России Медведев, заметив, что остановка приведет к тому, что в скором времени биржевая цена на газ в Европе поднимется до €2 тыс. за тысячу кубометров.

02 февраля 2022 г. :: Спорт

Легендарный финал без Джоковича: Надаль выиграл Australian Open

В конце января в Мельбурне состоялся самый громкий и ожидаемый матч в мужском теннисном туре — Даниил Медведев против Рафы Надаля. Ожидания оправдались, игроки провели на корте больше пяти часов и выдали огненный матч.

22 января 2022 г. :: Политика

В Госдуме предложили нанести ядерный удар по США

Депутат Государственной думы РФ Евгений Фёдоров, представляющий «Единую Россию», предложил нанести предупредительный удар ядерным оружием по США в качестве одного из способов воздействия на Вашингтон.

06 декабря 2021 г. :: Медицина

Найден новый способ борьбы с возбудителем COVID-19

Сотрудники кафедры биофизики биологического факультета МГУ совместно с коллегами из ФИЦ ФТМ и ФНКЦ ФМБА России установили механизм взаимодействия веществ, вызывающих чувствительность к свету, с шипами коронавирусов человека и нашли вещество, эффективно обезвреживающее вирус SARS-CoV-2.

29 ноября 2021 г. :: В мире

Госдеп отнес россиян к лицам «бездомной национальности»

Россияне, которые хотят получить визу США, отнесены к категории Homeless Nationalities («бездомные национальности»), следует из документов Госдепа.

28 октября 2021 г. :: Культура

Вадим Самойлов не жалеет о сказанном в адрес «Ельцин Центра»

Экс-фронтмен группы «Агата Кристи» во время выступления на «Уральской ночи музыки» обвинил сотрудников и представителей Ельцин Центра в пропаганде либералистских взглядов и поддержке ЛГБ-сообщества.

23 сентября 2021 г. :: Общество

Минздрав РФ объяснил рост заболеваемости коронавирусом COVID-19 после массовой вакцинации

В Минздраве России рассказали о главных причинах увеличения количества заболеваемости коронавирусной инфекции во время массовой вакцинации.

06 сентября 2021 г. :: Культура

Выставка «Русская классика. Нерассказанные истории» открылась в филиале НГХМ

В недавно отреставрированном «Доме военного губернатора» в Нижегородском кремле открылась выставка «Русская классика. Нерассказанные истории».