В декабре 2002 года решением Чебоксарского городского собрания депутатов был  окончательно утвержден порядок перевода общежитий в разряд жилых домов. Тогда же  определили, на каких условиях комнаты можно приватизировать. Казалось, с  получением долгожданных ордеров люди наконец-то почувствуют себя хозяевами своих  квадратных метров. Увы, статус новый, а привычки старые.  
...Дворник бывшего общежития по проспекту Мира, 84 Ирина старательно  подметала осколки разбитого оконного стекла. “Опять алкаши наши постарались, —  вздыхала она. – И так почти каждый день. Окурки, бутылки - к вечеру двор  невозможно узнать”.  
В коридорах этого дома темно. Только тусклый свет пробивается из окон,  задраенных железными и деревянными пластинами. Этажи поделены на секции,  огороженные массивными дверьми с прорезями для звонков. В каждой секции по 4-6  квартир. Все свободное пространство в коридоре занимают деревянные ящики с  картошкой и овощами. Прелый запах чего-то гниющего смешивается с кухонными  ароматами горелой пищи.  
Это общежитие по городским меркам новое. Ирина, живущая здесь же, рассказала,  что люди начали заселяться в общагу с 1990 года. Сейчас контингент поменялся –  почти половина жильцов койко-места снимают, прописки у них нет. Сама Ирина  вместе с мужем и двумя детьми занимает две комнаты по 12 квадратов, пользуется  общей кухней. За эти блага семья платит 1300 рублей в месяц. Но таких  добропорядочных немного.  
“Казалось бы, люди теперь сами стали хозяевами жилья и за порядком следить  должны, — говорит Ирина. — Но какое там. Только успевай убираться в подъездах и  на улице. С ужасом жду зимы. Думаю, может, кредит взять и маленький  снегоуборочный трактор купить, чтобы быстрее справляться”.  
Такой хозяйский подход для большинства жильцов нетипичен — своим домом бывшие  общаги для них так и не стали. На общих кухнях грязь, графика дежурства никто не  придерживается, люди так же безбожно жгут электричество, за коммунальные услуги  платить не хотят. В Ленинском районном управлении ЖКХ говорят, что ситуация с  долгами по квартплате в бывших общежитиях самая плачевная. На что содержать  здания? “А за что платить? – возмущаются в свою очередь жильцы. — Плиты на  кухнях старые, кровля прохудилась…” Да, что есть, то есть, но с другой стороны —  если никто не будет вносить квартплату, ни ремонта, ни новых плит никогда не  дождаться.  
Повезло больше тем, в чьих общагах сохранился коллективный дух, привычка жить  одной семьей. В здании № 22 по улице 50 лет Октября, построенном еще в 1969  году, живут в основном бывшие и нынешние работники хлопчатобумажного комбината.  Лет 20 назад у этого предприятия было 12 общежитий. Теперь не осталось ни одного  – все переданы в муниципальную собственность. Этот дом, в част-ности, перешел к  Калинин-скому районному управлению ЖКХ в 1998 году. Но уклад в нем не поменялся.   
Зайдя во двор, сразу попадаешь в особую, домашнюю атмосферу: среди клумб с  цветами бегает детвора, бабули мило щебечут у подъезда, на большой хозяйственной  площадке развешаны белые простыни и полотенца. В холле в ряд стоят детские  коляски, неподалеку за столом сидит вахтер Светлана Ярандайкина. После  сокращения на ХБК она ушла работать в общежитие. Кстати, ее должность по  штатному расписанию называется теперь швейцар. В обязанности Светланы  Константиновны входит не только пригляд за тем, чтобы посторонних в доме не  было, – она раздает пришедшие письма, напоминает жильцам о квартплате.  
В бывшем общежитии есть и комендант – Зинаида Медведева. За все, что  происходит, отвечает она. Разбили стекло – пишет акт и наказывает виновных, не  заплатили за квартиру –проводит воспитательную беседу, приближается чей-то день  рождения или проводы в армию – приглашает в “красный уголок”, чтобы люди смогли  отпраздновать.  
И таким порядком все довольны. Хотя проблем здесь не меньше, чем в остальных  экс-общагах. Старой “хрущевке” тоже нужен косметический ремонт, требуется  обновить сантехнику. Кое-какие проблемы жильцы решают сами – недавно, к примеру,  скинулись на то, чтобы привести в порядок кухни. На большее денег, увы, пока  нет. Но в общежитии по 50 лет Октября хотя бы понимают — теперь они хозяева  своего жилья и сами за него отвечают. Хорошо бы и другим это осознать.  
 ОДИНОКИМ КОМНАТА НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ 
Вслед за промышленными предприятиями от своих общежитий стали  отказываться и профессиональные училища республики. 
Выпускник сельской школы Ибресинского района Саша Лаврентьев этим летом решил  поступить в одно из профучилищ Чебоксар, выучиться на электромонтера. Однако  преградой к рабочему диплому стало отсутствие жилья.  
В приемной комиссии профучилища № 8 абитуриента предупредили, что общежития у  них нет. Раньше ПУ расселяло своих студентов в здания, принадлежавшие  агрегатному заводу. Со временем всех из корпуса выселили, в комнатах сделали  ремонт. Теперь на месте общаги — гостиница “Утро”.  
Саша решил наведаться в профессиональное училище № 23. Однако и там  койко-место в общаге учащимся не давали: хочешь учиться – ищи жилье сам.  
— У этого ПУ имелось общежитие, но желающих поселиться в нем было немного, —  сообщил нам начальник отдела начального и среднего профессионального образования  Министерства образования и молодежной политики Чувашии А. Степанов. – Ежегодно  из 360 мест занятыми оказывались не более 20. На содержание здания тратились  немалые суммы. В итоге общежитие решено было передать муниципалитету.  
И такая судьба, по словам Алексея Ивановича, постигла многие коммуналки  профучилищ. В этом году, например, закрылись общежития ПУ № 25 в городе Ядрин, №  28 в Мариинском Посаде, на стадии передачи местным властям находится жилой  корпус училища № 27 в Кугесях. Причина везде одинакова – комнаты пустуют. Как  правило, в эти ПУ поступают местные парни и девушки, в жилье они не нуждаются –  есть свое. А приезжих немного, и руководство посчитало, что содержать для них  многоэтажные здания не имеет смысла.  
Вот в вузах и техникумах, наоборот, всегда была нехватка койко-мест. И как  заверили в Минобразования, пока свои общежития они с баланса не снимают.