Шоферская трагедия

Вятский край, (10:44) 24 марта 2005 г.

Шоферская трагедия
Шоферская трагедия
Водитель "ЛиАЗа", всю жизнь проработавший на улицах Кирова, - об изнанке транспортной проблемы

Одна из самых актуальных тем в городе Кирове - судьба общественного транспорта. И "прямые линии" с чиновниками мы проводили, и частников ругали, о беспределе на отдельных направлениях писали, а уж сколько сломано копий вокруг муниципальных и государственных предприятий, летящих в бездну...
Но вот голоса "низов" почти не слышали. На днях в редакцию пришел бывший водитель ПАТП-2 Юрий Пестов, проведший за баранкой "ЛиАЗа" большую часть жизни и оставшийся сейчас без работы. Прежде чем дать ему слово, напомним: несколько лет назад обанкротились пассажирские автопредприятия ПАТП-2 и ПАТП-3, осуществлявшие перевозки горожан. Их объединили в Городскую транспортную компанию. Но ситуация продолжала ухудшаться. Тогда в прошлом году автобусников объединили с троллейбусниками уже в Кировскую транспортную компанию, при этом сократили более двухсот человек - водителей, кондукторов, механиков. Ю. Пестов оказался одним из уволенных, по сути, выброшенных на обочину жизни людей.
- Я поначалу работал на биохимзаводе, - рассказывал Юрий Пестов. - Но видел, как интересно быть водителем, знал про их хорошие заработки. Поэтому пошел учиться, и в 1980-м сел на "ЛиАЗ". В основном работал на 19-м маршруте, а в последние годы на всех подряд. Зарабатывали поначалу по 300 - 500 рублей, а при случае и до 700 доходило. Огромные деньги по тем временам. И нас уважали, и мы сами себя уважали. Поэтому работу любили, несмотря на ее трудности. В то время больше всего "угнетала" талонная система оплаты. Кондукторов, напомню, не было. В полном автобусе точно половина ездила даром, а в полупустом я уже сам видел: кто пробивает, кто нет. Бывало, остановишься на полпути и просишь показать талончик. Многие приспосабливались и к определенному автобусу заготавливали "нужные бумажки". Вот мы и меняли по два раза на дню "дыроколы"... Но все равно были стабильность и строгий порядок.
А потом наступили новые времена. Наше начальство прозевало момент и не смогло войти в рынок, отдало город частникам. Да и власти толком никак не помогали. Вот купили они не так давно автобусы "МАРЗы". А сперва мы испытывали нефтекамские автобусы - "Нефазы". Все водители были в восторге от этих машин - надежные, удобные, экономичные. Но стоили они дороже. А мичуринцы предложили городу свои изделия дешевле и условия лизинга выгоднее. И администрация закупила "МАРЗы". Но скупой платит дважды. У этих автобусов ненадежно работает пневмосистема, особенно в наших климатических условиях. В холодное время они часто ломаются. Шофера все время с факелами вокруг машин бегают и ползают под ними, отогревая. Я же на своем автобусе с "воздухом" проблем не знал. Да, чуть больше машин получилось за те же деньги, но из-за того, что часть из них все время ремонтировалась, выгоды никакой...
Но это частность. В прошлом году в ГТК создали кучу ООО, а нам всем сказали - переходите на аренду. То есть, сколько денег соберете на маршруте - все ваши. Но только заплатите аренду, купите бензин, запчасти... Эти условия при наличии армии льготников большинство не приняло - выручки не хватило бы на жизнь. Тогда всех отказавшихся от аренды решили уволить по сокращению. Мотивировали еще и тем, что "ЛиАЗы" нерентабельны. В принципе это верно - "жрали" те по 60 литров на 100 километров, были маломощными и медлительными. Но ведь общественный транспорт во всем мире дотируется. Если исходить из одних соображений рентабельности, то пассажиров выгодней всего возить в прицепах к грузовикам. И еще об аренде. Работать было бы можно, если бы с нами заключали договоры хотя бы на квартал - полгода, с фиксированными расценками, с поправками на рост цен на бензин. Но договоров с нами не заключали, начальство в любой момент меняло размер арендной платы, естественно, в сторону повышения. Да и социальный пакет - больничные, отпускные - для арендников не предусматривался.
Да, на аренде, скажем, в праздничные или поминальные дни, когда организуются перевозки к кладбищам, когда не действуют льготы, а билеты стоят дороже, некоторые кондукторы и водители по две тысячи за день зарабатывали. А в обычный выходной день они уходили в глубокий минус, в рабочие дни часто ездили по нулям... Сейчас у некоторых частников водители работают на 20 процентах от выручки, а все остальное - заботы хозяина. Но другие владельцы также начали вводить аренду - и люди стали увольняться.
И вот я в декабре 2004 года свой "ЛиАЗ", на котором проездил 15 лет, отогнал на "свалку" - есть такой загон в районе улицы Производственной, возле путепровода над "железкой", где находится бывшее ПАТП-3. Там сейчас стоит больше двухсот мертвых машин. Их потихоньку разворовывают, они гниют. Чудовищная бесхозяйственность. Нас же всех отправили сперва на "простой", а с 11 января меня сократили.
Однако до сих пор со мной и сотнями людей не рассчитались. Мне разных выплат положено около 10 тысяч рублей, с 11 марта добавилось выходное пособие - еще 7 тысяч рублей. Вы скажете: немного, но когда семью содержать вообще не на что - это большие деньги. Нам говорят - нет средств. Поэтому мы обратились в суд. Давно надо было. Ведь когда еще работали, то, отпахав двое суток, вместо отдыха на третьи сутки приезжали на заре к кассе, которая открывалась в 10-30. Занимали очередь, чтобы досталось денег. Их выдавали, сколько хватит привезенной суммы.
Многие из уволенных пошли работать к частникам. Я тоже думал. Но мне не тридцать лет, здоровье уже не то. А там, бывает, ездят по 12 - 14 часов. Иначе не заработаешь. Большинство работает по графику - два дня на два. Бывает, приезжают домой к полуночи, а в три-четыре утра - снова на работу. И возят людей! Мы на "ЛиАЗах" больше 10 часов не работали. И то к концу второй смены едва не засыпаешь за рулем, круги перед глазами.
Да и посмотришь на них, частников, - гонки на линии, вражда между маршрутами и водителями.
Теоретически можно было попытаться в Москву уехать - там на новых машинах работают, Лужков дотирует общественный транспорт. Водители получают по 20 - 40 тысяч рублей. Мой знакомый за шесть месяцев 180 тысяч заработал. Но возраст у меня уже не тот...
Сейчас я стою в центре занятости на учете и одновременно приобретаю другую специальность. Думаю, найду работу. Но "за державу обидно", досадно, что вот так завершилась моя шоферская жизнь, а весь общественный транспорт развалили. Начальство говорит, что из-за льготников. Доля правды есть. Но многим рабочим думается - все делается, чтобы обанкротить транспортные предприятия, а потом их продать какому-нибудь барыге. За бесценок, как это сейчас бывает.

"... И НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕТЬ"

Мы попросили прокомментировать сказанное Ю. Пестовым руководителя предприятия, где тот работал, директора ныне ООО "Автоком" Андрея ЮРКИНА.
"Мне понятны переживания бывшего водителя Пестова о потере стабильности в жизни, об утраченных хороших заработках. Все знают, что новые экономические отношения в стране не смогли или не сумели принять большинство людей, чье мировоззрение формировалось во времена т.н. социализма. Я уважаю мнение Ю. Пестова, но по некоторым изложенным им фактам хотел бы дать пояснения.
1. Частникам город не "отдавали" - это политика государства, направленная на поддержку частного предпринимательства в целом по стране, и наш город не исключение.
2. Муниципальный транспорт прежде всего призван решать социальные вопросы и не имеет права войти "в рынок", оставив за бортом пенсионеров, инвалидов и другие категории малоимущих граждан.
3. Что касается водителей, перешедших на арендные отношения, то как раз их большая часть - свыше двухсот человек - это те, кто хочет и умеет работать.
4. "ЛиАЗы", крайне неэкономичные, неконкурентоспособные, проработавшие 15 и более лет, восстановлению не подлежат, так как их ремонт требует колоссальных затрат - это "деньги на ветер". "ЛиАЗы" являются собственностью города, содержатся на круглосуточно охраняемой стоянке. Условия хранения и охраны муниципальных автобусов не раз проверялись представителями городской администрации. Фактов расхищения нет.
5. Что касается расчетов по заработной плате "с сотнями людей" и лично Ю. Пестовым, то в декабре 2004 г. - январе 2005 г. все уволенные и сокращенные полностью получили расчет со всеми компенсациями.
6. Политика администрации города направлена на поддержание муниципального транспорта. Об этом говорят неоспоримые факты - это покупка в 2003 году 60 новых автобусов за счет средств города. В 2005 году планируется приобрести еще 30 автобусов. Все это делается с целью сохранения городского общественного транспорта и его базового предприятия, которые нацелены на решение социальных задач.
Желаю Ю. Пестову найти хорошую, высокооплачиваемую работу и ни о чем не жалеть.
С уважением директор ООО "Автоком" А.А. ЮРКИН".

ОТ РЕДАКЦИИ: как заметили читатели, Ю. Пестов и А. Юркин не "сошлись" в вопросе о выплатах выходных пособий. Нам удалось выяснить, что заявление бывшего водителя и его коллег по несчастью действительно будет рассматривать мировой судья, так что можно поставить под сомнение слова его бывшего руководителя о том, что со всеми уволенными рассчитались.

Андрей ПОЛОЗОВ.
"Вятский край"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости