Шоферская трагедия

Вятский край, (10:44) 24 марта 2005 г.

Шоферская трагедия
Шоферская трагедия
Водитель "ЛиАЗа", всю жизнь проработавший на улицах Кирова, - об изнанке транспортной проблемы

Одна из самых актуальных тем в городе Кирове - судьба общественного транспорта. И "прямые линии" с чиновниками мы проводили, и частников ругали, о беспределе на отдельных направлениях писали, а уж сколько сломано копий вокруг муниципальных и государственных предприятий, летящих в бездну...
Но вот голоса "низов" почти не слышали. На днях в редакцию пришел бывший водитель ПАТП-2 Юрий Пестов, проведший за баранкой "ЛиАЗа" большую часть жизни и оставшийся сейчас без работы. Прежде чем дать ему слово, напомним: несколько лет назад обанкротились пассажирские автопредприятия ПАТП-2 и ПАТП-3, осуществлявшие перевозки горожан. Их объединили в Городскую транспортную компанию. Но ситуация продолжала ухудшаться. Тогда в прошлом году автобусников объединили с троллейбусниками уже в Кировскую транспортную компанию, при этом сократили более двухсот человек - водителей, кондукторов, механиков. Ю. Пестов оказался одним из уволенных, по сути, выброшенных на обочину жизни людей.
- Я поначалу работал на биохимзаводе, - рассказывал Юрий Пестов. - Но видел, как интересно быть водителем, знал про их хорошие заработки. Поэтому пошел учиться, и в 1980-м сел на "ЛиАЗ". В основном работал на 19-м маршруте, а в последние годы на всех подряд. Зарабатывали поначалу по 300 - 500 рублей, а при случае и до 700 доходило. Огромные деньги по тем временам. И нас уважали, и мы сами себя уважали. Поэтому работу любили, несмотря на ее трудности. В то время больше всего "угнетала" талонная система оплаты. Кондукторов, напомню, не было. В полном автобусе точно половина ездила даром, а в полупустом я уже сам видел: кто пробивает, кто нет. Бывало, остановишься на полпути и просишь показать талончик. Многие приспосабливались и к определенному автобусу заготавливали "нужные бумажки". Вот мы и меняли по два раза на дню "дыроколы"... Но все равно были стабильность и строгий порядок.
А потом наступили новые времена. Наше начальство прозевало момент и не смогло войти в рынок, отдало город частникам. Да и власти толком никак не помогали. Вот купили они не так давно автобусы "МАРЗы". А сперва мы испытывали нефтекамские автобусы - "Нефазы". Все водители были в восторге от этих машин - надежные, удобные, экономичные. Но стоили они дороже. А мичуринцы предложили городу свои изделия дешевле и условия лизинга выгоднее. И администрация закупила "МАРЗы". Но скупой платит дважды. У этих автобусов ненадежно работает пневмосистема, особенно в наших климатических условиях. В холодное время они часто ломаются. Шофера все время с факелами вокруг машин бегают и ползают под ними, отогревая. Я же на своем автобусе с "воздухом" проблем не знал. Да, чуть больше машин получилось за те же деньги, но из-за того, что часть из них все время ремонтировалась, выгоды никакой...
Но это частность. В прошлом году в ГТК создали кучу ООО, а нам всем сказали - переходите на аренду. То есть, сколько денег соберете на маршруте - все ваши. Но только заплатите аренду, купите бензин, запчасти... Эти условия при наличии армии льготников большинство не приняло - выручки не хватило бы на жизнь. Тогда всех отказавшихся от аренды решили уволить по сокращению. Мотивировали еще и тем, что "ЛиАЗы" нерентабельны. В принципе это верно - "жрали" те по 60 литров на 100 километров, были маломощными и медлительными. Но ведь общественный транспорт во всем мире дотируется. Если исходить из одних соображений рентабельности, то пассажиров выгодней всего возить в прицепах к грузовикам. И еще об аренде. Работать было бы можно, если бы с нами заключали договоры хотя бы на квартал - полгода, с фиксированными расценками, с поправками на рост цен на бензин. Но договоров с нами не заключали, начальство в любой момент меняло размер арендной платы, естественно, в сторону повышения. Да и социальный пакет - больничные, отпускные - для арендников не предусматривался.
Да, на аренде, скажем, в праздничные или поминальные дни, когда организуются перевозки к кладбищам, когда не действуют льготы, а билеты стоят дороже, некоторые кондукторы и водители по две тысячи за день зарабатывали. А в обычный выходной день они уходили в глубокий минус, в рабочие дни часто ездили по нулям... Сейчас у некоторых частников водители работают на 20 процентах от выручки, а все остальное - заботы хозяина. Но другие владельцы также начали вводить аренду - и люди стали увольняться.
И вот я в декабре 2004 года свой "ЛиАЗ", на котором проездил 15 лет, отогнал на "свалку" - есть такой загон в районе улицы Производственной, возле путепровода над "железкой", где находится бывшее ПАТП-3. Там сейчас стоит больше двухсот мертвых машин. Их потихоньку разворовывают, они гниют. Чудовищная бесхозяйственность. Нас же всех отправили сперва на "простой", а с 11 января меня сократили.
Однако до сих пор со мной и сотнями людей не рассчитались. Мне разных выплат положено около 10 тысяч рублей, с 11 марта добавилось выходное пособие - еще 7 тысяч рублей. Вы скажете: немного, но когда семью содержать вообще не на что - это большие деньги. Нам говорят - нет средств. Поэтому мы обратились в суд. Давно надо было. Ведь когда еще работали, то, отпахав двое суток, вместо отдыха на третьи сутки приезжали на заре к кассе, которая открывалась в 10-30. Занимали очередь, чтобы досталось денег. Их выдавали, сколько хватит привезенной суммы.
Многие из уволенных пошли работать к частникам. Я тоже думал. Но мне не тридцать лет, здоровье уже не то. А там, бывает, ездят по 12 - 14 часов. Иначе не заработаешь. Большинство работает по графику - два дня на два. Бывает, приезжают домой к полуночи, а в три-четыре утра - снова на работу. И возят людей! Мы на "ЛиАЗах" больше 10 часов не работали. И то к концу второй смены едва не засыпаешь за рулем, круги перед глазами.
Да и посмотришь на них, частников, - гонки на линии, вражда между маршрутами и водителями.
Теоретически можно было попытаться в Москву уехать - там на новых машинах работают, Лужков дотирует общественный транспорт. Водители получают по 20 - 40 тысяч рублей. Мой знакомый за шесть месяцев 180 тысяч заработал. Но возраст у меня уже не тот...
Сейчас я стою в центре занятости на учете и одновременно приобретаю другую специальность. Думаю, найду работу. Но "за державу обидно", досадно, что вот так завершилась моя шоферская жизнь, а весь общественный транспорт развалили. Начальство говорит, что из-за льготников. Доля правды есть. Но многим рабочим думается - все делается, чтобы обанкротить транспортные предприятия, а потом их продать какому-нибудь барыге. За бесценок, как это сейчас бывает.

"... И НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕТЬ"

Мы попросили прокомментировать сказанное Ю. Пестовым руководителя предприятия, где тот работал, директора ныне ООО "Автоком" Андрея ЮРКИНА.
"Мне понятны переживания бывшего водителя Пестова о потере стабильности в жизни, об утраченных хороших заработках. Все знают, что новые экономические отношения в стране не смогли или не сумели принять большинство людей, чье мировоззрение формировалось во времена т.н. социализма. Я уважаю мнение Ю. Пестова, но по некоторым изложенным им фактам хотел бы дать пояснения.
1. Частникам город не "отдавали" - это политика государства, направленная на поддержку частного предпринимательства в целом по стране, и наш город не исключение.
2. Муниципальный транспорт прежде всего призван решать социальные вопросы и не имеет права войти "в рынок", оставив за бортом пенсионеров, инвалидов и другие категории малоимущих граждан.
3. Что касается водителей, перешедших на арендные отношения, то как раз их большая часть - свыше двухсот человек - это те, кто хочет и умеет работать.
4. "ЛиАЗы", крайне неэкономичные, неконкурентоспособные, проработавшие 15 и более лет, восстановлению не подлежат, так как их ремонт требует колоссальных затрат - это "деньги на ветер". "ЛиАЗы" являются собственностью города, содержатся на круглосуточно охраняемой стоянке. Условия хранения и охраны муниципальных автобусов не раз проверялись представителями городской администрации. Фактов расхищения нет.
5. Что касается расчетов по заработной плате "с сотнями людей" и лично Ю. Пестовым, то в декабре 2004 г. - январе 2005 г. все уволенные и сокращенные полностью получили расчет со всеми компенсациями.
6. Политика администрации города направлена на поддержание муниципального транспорта. Об этом говорят неоспоримые факты - это покупка в 2003 году 60 новых автобусов за счет средств города. В 2005 году планируется приобрести еще 30 автобусов. Все это делается с целью сохранения городского общественного транспорта и его базового предприятия, которые нацелены на решение социальных задач.
Желаю Ю. Пестову найти хорошую, высокооплачиваемую работу и ни о чем не жалеть.
С уважением директор ООО "Автоком" А.А. ЮРКИН".

ОТ РЕДАКЦИИ: как заметили читатели, Ю. Пестов и А. Юркин не "сошлись" в вопросе о выплатах выходных пособий. Нам удалось выяснить, что заявление бывшего водителя и его коллег по несчастью действительно будет рассматривать мировой судья, так что можно поставить под сомнение слова его бывшего руководителя о том, что со всеми уволенными рассчитались.

Андрей ПОЛОЗОВ.
"Вятский край"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

25 июня 2022 г. :: Культура

«Алые паруса» - 2022 года.

«Алые паруса» - главное торжество выпускников прошло в Санкт-Петербурге.

31 мая 2022 г. :: Право

Верховный суд России расширил понятие самообороны.

Сегодня, 31 мая Верховный суд России расширил пределы допустимой самообороны в случае проникновения грабителей в дом.

24 апреля 2022 г. :: В мире

Минобороны: высокоточными ракетами уничтожены цеха по производству взрывчатки на Украине

Российские военные высокоточными ракетами наземного базирования нанесли удар и уничтожили цеха по производству взрывчатых веществ и порохов для ВСУ в районе Павлограда (Днепропетровская область), заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости