Телевизионный патриотизм не продаётся

Лига-пресс, (12:37) 22 февраля 2005 г.

Телевизионный патриотизм не продаётся
             В Москве и Подмосковье на 57-м частотном канале начал тестовое вещание военно-патриотический телеканал «Звезда». По мнению телевизионных экспертов, ему не грозят ни популярность, ни самоокупаемость.

Канал планирует распространить вещание на территорию 51 субъекта федерации до конца года. Напомню, что в конце января министр обороны Сергей Иванов обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой организовать взаимодействие органов исполнительной власти, чтобы обеспечить материально-техническую базу для телеканала и создать сеть его распространения по России (не менее 51 субъекта РФ). В частности, по мнению министра Иванова, Мининформсвязи и Минкультуры должны обеспечить выдачу лицензий, «необходимых для создания общероссийской сети распространения телеканала».

«- Мы хотим привлечь к этому проекту в том числе частный капитал в качестве акционеров. Но контрольный пакет акций в любом случае будет в руках государства и Министерства обороны», – сказал министр. Иванов также не исключил, что остальными акциями могут владеть частные компании.

За последние год-два неоднократно приходилось слышать о проектах создания специализированных телеканалов – то церковь требует себе телевизионную частоту для нравственного оздоровления общества, то судьи – для чего-то подобного, но «с других позиций», есть также проект специализированного детского канала. Однако первыми из государственных институтов права говорить «со своим народом» напрямую добились военные.

Задача телеканала «Звезда» сформулирована как «патриотическое воспитание населения», что не может вызвать ни малейшего недовольства со стороны общественности. «- Есть Первый канал, ВГТРК, спортивный канал. Почему не должно быть патриотического?» – говорит один из руководителей «Звезды».

Телевизионный рынок России фактически монополизирован – государственные Первый канал и ВГТРК собирают почти половину всей телевизионной аудитории (соответственно – и рекламных бюджетов) России.

Оба имеют совершенно «нерыночное» преимущество практически перед всеми остальными игроками в виде построенной при советской власти, уникальной по своим масштабам системы доставки сигнала до потребителя – а это наиболее затратная сторона телевизионного бизнеса с учётом огромной площади России.

Новичок телевизионного рынка отлично усвоил этот факт и стремится охватить максимум территории страны, используя мощный административный ресурс.

Согласно лицензии на вещание, с которой начальник ЦТРС Александр Лебедев и генеральный директор канала Сергей Савушкин ознакомили общественность, 10% эфирного времени будет отведено информационному вещанию, ещё 10% – общественно-политическому, 20% – культурно-просветительским программам и 15% – музыкально-развлекательным. Всего 30% вещания составит кинопоказ, по 2,5% – детские и спортивные программы, оставшиеся 10% будут отданы непосредственно военно-патриотическим передачам.

Руководители канала намерены получить уже в первый год вещания долю аудитории 1,5% и через два-три года начать окупать затраты и возвращать инвестиции.

Эта цифра выглядит очень и очень оптимистично: для нишевых каналов, предназначенных определенной достаточно узкой категории телезрителей, вообще характерна низкая доля зрительской аудитории (здесь речь не идёт о канале СТС, который, хотя и называется нишевым, имеет очень широкую специализацию – развлекательный).

У «Культуры», выходящей в эфир уже восемь лет, по России эта доля составляет всего 1,8%, а по Москве – 4,8% (данные TNS Gallup Media, средняя доля за период 10 января – 6 февраля). А «Спорт», начавший вещание в 2002 году на достаточно раскрученной частоте ТВ-6, привлекает не более 3% (данные TNS Gallup Media за тот же период).

На современном телеэкране представлено большое число разновидностей телепрограмм. Согласно исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл», в позапрошлом и прошлом годах самое большое время в эфире занимал кинопоказ, включающий игровые фильмы (21%), телесериалы (16%), а также документальные и мультипликационные фильмы и сериалы. В среднем на него пришлась почти половина (45%) совокупного времени вещания шести ведущих каналов.

Вторую по месту в эфире группу составляют развлекательные форматы – 18%, третью – информационные, а общественно-политические программы – 15%.

Анализ центра показывает, что основной телепродукт, позволяющий собрать у телеэкрана большую аудиторию (а значит, и получить рекламные деньги, которые прямо пропорциональны набранным пунктам рейтинга), – это кинопоказ и развлечения (игры, викторины, конкурсы, ток- и реалити-шоу и музыкальные программы). Поэтому вполне понятно, почему успешные каналы без участия государства в капитале – СТС и Ren TV – в телесезоне позапрошлого и прошлого годов отвели под кино 64 и 58% соответственно (данные аналитического центра «ВИ»). Не намного отстал от них и ТНТ – 43% за этот же сезон, но при этом у него существенно выше доля развлекательных программ.

На этом фоне треть на кинопоказ и 15% на музыкально-развлекательные программы выглядят довольно слабой заявкой. А ведь на «Звезде» не приходится ожидать показа таких фильмов, как, скажем, на СТС. По некоторым заявлениям руководителей канала, фильмы иностранного производства демонстрироваться не будут вообще, а реклама будет присутствовать, но «только российского производства», а реалити-шоу патриотического назначения представить можно только в страшном сне.

Достаточно сдержанно прокомментировал рекламные перспективы нового канала представитель TNS Gallup Media: «- Рекламное будущее нового канала зависит от двух показателей: охвата и профиля аудитории. Чем выше охват и чем привлекательнее аудитория канала для рекламодателей, тем больше доход от рекламы. Сейчас всё зависит от того, как быстро каналу удастся достичь заметных показателей охвата и насколько адекватна будет их программная политика потребностям рекламного рынка».

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

24 апреля 2022 г. :: В мире

Минобороны: высокоточными ракетами уничтожены цеха по производству взрывчатки на Украине

Российские военные высокоточными ракетами наземного базирования нанесли удар и уничтожили цеха по производству взрывчатых веществ и порохов для ВСУ в районе Павлограда (Днепропетровская область), заявил официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.

31 марта 2022 г. :: Культура

Не делать драму из отъезда звезд

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не драматизировать отъезд некоторых знаменитостей из страны за рубеж в связи со спецоперацией на Украине.

27 февраля 2022 г. :: В мире

Остановка сертификации газопровода «Северный поток – 2» вызовет в Европе огромный скачок цен на газ

Об этом заявил заместитель председателя Совета безопасности России Медведев, заметив, что остановка приведет к тому, что в скором времени биржевая цена на газ в Европе поднимется до €2 тыс. за тысячу кубометров.

02 февраля 2022 г. :: Спорт

Легендарный финал без Джоковича: Надаль выиграл Australian Open

В конце января в Мельбурне состоялся самый громкий и ожидаемый матч в мужском теннисном туре — Даниил Медведев против Рафы Надаля. Ожидания оправдались, игроки провели на корте больше пяти часов и выдали огненный матч.

22 января 2022 г. :: Политика

В Госдуме предложили нанести ядерный удар по США

Депутат Государственной думы РФ Евгений Фёдоров, представляющий «Единую Россию», предложил нанести предупредительный удар ядерным оружием по США в качестве одного из способов воздействия на Вашингтон.

06 декабря 2021 г. :: Медицина

Найден новый способ борьбы с возбудителем COVID-19

Сотрудники кафедры биофизики биологического факультета МГУ совместно с коллегами из ФИЦ ФТМ и ФНКЦ ФМБА России установили механизм взаимодействия веществ, вызывающих чувствительность к свету, с шипами коронавирусов человека и нашли вещество, эффективно обезвреживающее вирус SARS-CoV-2.

29 ноября 2021 г. :: В мире

Госдеп отнес россиян к лицам «бездомной национальности»

Россияне, которые хотят получить визу США, отнесены к категории Homeless Nationalities («бездомные национальности»), следует из документов Госдепа.

28 октября 2021 г. :: Культура

Вадим Самойлов не жалеет о сказанном в адрес «Ельцин Центра»

Экс-фронтмен группы «Агата Кристи» во время выступления на «Уральской ночи музыки» обвинил сотрудников и представителей Ельцин Центра в пропаганде либералистских взглядов и поддержке ЛГБ-сообщества.

23 сентября 2021 г. :: Общество

Минздрав РФ объяснил рост заболеваемости коронавирусом COVID-19 после массовой вакцинации

В Минздраве России рассказали о главных причинах увеличения количества заболеваемости коронавирусной инфекции во время массовой вакцинации.

06 сентября 2021 г. :: Культура

Выставка «Русская классика. Нерассказанные истории» открылась в филиале НГХМ

В недавно отреставрированном «Доме военного губернатора» в Нижегородском кремле открылась выставка «Русская классика. Нерассказанные истории».

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер