Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Телевизионный патриотизм не продаётся

Лига-пресс, (12:37) 22 февраля 2005 г.

Телевизионный патриотизм не продаётся
             В Москве и Подмосковье на 57-м частотном канале начал тестовое вещание военно-патриотический телеканал «Звезда». По мнению телевизионных экспертов, ему не грозят ни популярность, ни самоокупаемость.

Канал планирует распространить вещание на территорию 51 субъекта федерации до конца года. Напомню, что в конце января министр обороны Сергей Иванов обратился к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой организовать взаимодействие органов исполнительной власти, чтобы обеспечить материально-техническую базу для телеканала и создать сеть его распространения по России (не менее 51 субъекта РФ). В частности, по мнению министра Иванова, Мининформсвязи и Минкультуры должны обеспечить выдачу лицензий, «необходимых для создания общероссийской сети распространения телеканала».

«- Мы хотим привлечь к этому проекту в том числе частный капитал в качестве акционеров. Но контрольный пакет акций в любом случае будет в руках государства и Министерства обороны», – сказал министр. Иванов также не исключил, что остальными акциями могут владеть частные компании.

За последние год-два неоднократно приходилось слышать о проектах создания специализированных телеканалов – то церковь требует себе телевизионную частоту для нравственного оздоровления общества, то судьи – для чего-то подобного, но «с других позиций», есть также проект специализированного детского канала. Однако первыми из государственных институтов права говорить «со своим народом» напрямую добились военные.

Задача телеканала «Звезда» сформулирована как «патриотическое воспитание населения», что не может вызвать ни малейшего недовольства со стороны общественности. «- Есть Первый канал, ВГТРК, спортивный канал. Почему не должно быть патриотического?» – говорит один из руководителей «Звезды».

Телевизионный рынок России фактически монополизирован – государственные Первый канал и ВГТРК собирают почти половину всей телевизионной аудитории (соответственно – и рекламных бюджетов) России.

Оба имеют совершенно «нерыночное» преимущество практически перед всеми остальными игроками в виде построенной при советской власти, уникальной по своим масштабам системы доставки сигнала до потребителя – а это наиболее затратная сторона телевизионного бизнеса с учётом огромной площади России.

Новичок телевизионного рынка отлично усвоил этот факт и стремится охватить максимум территории страны, используя мощный административный ресурс.

Согласно лицензии на вещание, с которой начальник ЦТРС Александр Лебедев и генеральный директор канала Сергей Савушкин ознакомили общественность, 10% эфирного времени будет отведено информационному вещанию, ещё 10% – общественно-политическому, 20% – культурно-просветительским программам и 15% – музыкально-развлекательным. Всего 30% вещания составит кинопоказ, по 2,5% – детские и спортивные программы, оставшиеся 10% будут отданы непосредственно военно-патриотическим передачам.

Руководители канала намерены получить уже в первый год вещания долю аудитории 1,5% и через два-три года начать окупать затраты и возвращать инвестиции.

Эта цифра выглядит очень и очень оптимистично: для нишевых каналов, предназначенных определенной достаточно узкой категории телезрителей, вообще характерна низкая доля зрительской аудитории (здесь речь не идёт о канале СТС, который, хотя и называется нишевым, имеет очень широкую специализацию – развлекательный).

У «Культуры», выходящей в эфир уже восемь лет, по России эта доля составляет всего 1,8%, а по Москве – 4,8% (данные TNS Gallup Media, средняя доля за период 10 января – 6 февраля). А «Спорт», начавший вещание в 2002 году на достаточно раскрученной частоте ТВ-6, привлекает не более 3% (данные TNS Gallup Media за тот же период).

На современном телеэкране представлено большое число разновидностей телепрограмм. Согласно исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл», в позапрошлом и прошлом годах самое большое время в эфире занимал кинопоказ, включающий игровые фильмы (21%), телесериалы (16%), а также документальные и мультипликационные фильмы и сериалы. В среднем на него пришлась почти половина (45%) совокупного времени вещания шести ведущих каналов.

Вторую по месту в эфире группу составляют развлекательные форматы – 18%, третью – информационные, а общественно-политические программы – 15%.

Анализ центра показывает, что основной телепродукт, позволяющий собрать у телеэкрана большую аудиторию (а значит, и получить рекламные деньги, которые прямо пропорциональны набранным пунктам рейтинга), – это кинопоказ и развлечения (игры, викторины, конкурсы, ток- и реалити-шоу и музыкальные программы). Поэтому вполне понятно, почему успешные каналы без участия государства в капитале – СТС и Ren TV – в телесезоне позапрошлого и прошлого годов отвели под кино 64 и 58% соответственно (данные аналитического центра «ВИ»). Не намного отстал от них и ТНТ – 43% за этот же сезон, но при этом у него существенно выше доля развлекательных программ.

На этом фоне треть на кинопоказ и 15% на музыкально-развлекательные программы выглядят довольно слабой заявкой. А ведь на «Звезде» не приходится ожидать показа таких фильмов, как, скажем, на СТС. По некоторым заявлениям руководителей канала, фильмы иностранного производства демонстрироваться не будут вообще, а реклама будет присутствовать, но «только российского производства», а реалити-шоу патриотического назначения представить можно только в страшном сне.

Достаточно сдержанно прокомментировал рекламные перспективы нового канала представитель TNS Gallup Media: «- Рекламное будущее нового канала зависит от двух показателей: охвата и профиля аудитории. Чем выше охват и чем привлекательнее аудитория канала для рекламодателей, тем больше доход от рекламы. Сейчас всё зависит от того, как быстро каналу удастся достичь заметных показателей охвата и насколько адекватна будет их программная политика потребностям рекламного рынка».

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

На ВЭФ 2025 обсуждают повышение возраста молодёжи до 40-45 лет

На ВЭФ-2025 Константин Абрамов предложил обсудить повышение верхней границы возраста молодёжи в России до 40–45 лет и распространение мер поддержки на старшие группы. Решение не принято; изменения потребуют корректировки закона.

Уникальный нотный фонд издательства «Музыка» потребовали вернуть государству

Генпрокуратура России требует вернуть государству издательство «Музыка» и его уникальную нотную библиотеку, приватизированные с нарушениями. В иске заявлены требования об обращении акций в доход государства, аресте имущества и ограничении выезда ответчиков.

В Нижегородской области ввели штрафы за нарушение правил содержания животных

Нижегородская область утвердила штрафы за нарушение правил содержания домашних животных — до 5 000 рублей за самовыгул, выгул без снаряжения и попадание с питомцами в общественные места. Ответственность будет применять региональный комитет ветеринарии.

С 1 сентября 2025 года устройства без RuStore можно вернуть как товар ненадлежащего качества

С 1 сентября россияне смогут вернуть смартфоны без RuStore или с ограничением его работы как некачественные. Новый закон требует от всех производителей обеспечить свободный доступ к российскому магазину приложений без технических препятствий.

Второй случай лихорадки чикунгунья выявлен у вернувшихся из Шри-Ланки

В России зарегистрирован второй завозной случай лихорадки чикунгунья — заболели родственники одного из ранее выявленных пациентов, отдыхавшие на Шри-Ланке. Роспотребнадзор отрицает риск распространения инфекции внутри страны и подчёркивает, что заболевание передаётся только через укусы комаров.

Мошенники переходят к фиктивным юрлицам вместо карт дропперов

Мошенники начали использовать фиктивные юридические лица для перевода похищенных средств, сообщили в МВД. Новый способ стал ответом на ужесточение ответственности за дропперство и курьерские схемы.

Семья в центре внимания: как в России поддерживают родителей и детей

15 мая во всем мире отмечается Международный день семей. В России этому празднику уделяют особое внимание: благодаря национальному проекту «Семья» и другим государственным инициативам семьи с детьми, а также те, кто только готовится к родительству, получают всестороннюю поддержку.

Новый этап в истории Сухумского аэропорта: спустя 32 года приземлился рейс из Нижнего Новгорода

Вечером 13 мая в Международном аэропорту Сухума имени В.Г. Ардзинбы произошло историческое событие - впервые за последние 32 года здесь приземлился пассажирский самолет, прибывший из Нижнего Новгорода.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости