"Россия, Русь! Храни себя, храни!"

Вятский край, (01:02) 03 декабря 2004 г.

"Юбилейная персональная выставка работ заслуженного художника России Виктора Попова". Так вот просто и без затей готов был назвать свое детище автор представленных в выставочном зале областного художественного музея имени братьев Васнецовых картин, председатель Кировского отделения Союза художников России Виктор Попов. Но заглянул в высокое окно солнечный луч, упал на иконостас, и вспомнились искусствоведу Л. Горюновой знаменитые рубцовские строки: "Россия, Русь! Храни себя, храни!", и убедила она художника, что это - знак. И если называть выставку, то только так, а не иначе. Губернатор области Н.И. Шаклеин, заметив, что художник несколько смущен, сказал, что внимание к его работам является отношением к искусству в целом и к таланту в частности. Глава администрации г. Кирова В.А. Киселев вспоминал, как непреклонен и тверд был живописец, отстаивая свое видение истории и быта русского Севера. Секретарь Вятской епархии отец Александр Балыбердин говорил, что "бывают, конечно, мероприятия, на которых священнику долго приходится объяснять себе, почему он принимает в них участие, а здесь ничего объяснять не надо, все органично: и фамилия у художника Попов, и на картинах монастыри да храмы, и вся выставка яркая, праздничная, как поэма о Вятке. О милости Божьей, благословляющей руке и частице любящего сердца говорил глава департамента культуры, массовых коммуникаций и общественных организаций В.А. Микрюков. Были почетные грамоты, подарки, цветы, подобающие торжественности момента слова, объединяющие всех чувством гордости за то, что такие талантливые люди живут и работают на вятской земле. Вздох разочарования рассек пространство выставочного зала только когда было сказано: звание народного художника России к этой выставке не успевает, подождем до следующей, мол, будут еще поводы. О нем не скажешь - баловень судьбы. Хотя еще в школьных конкурсах занимал первые места, на выставках детского художественного творчества первенствовал. Рисовать начал рано, занимался в художественной студии. Потом - Чебоксарское художественное училище, Кировское училище искусств. Традиции русской реалистической школы впитывал в "Москворечье", где творческий диапазон пленэров - Коломна, Тула, Волгода, Новгород. И в середине девяностых - признание. Но и настороженного, неоднозначного восприятия живописных реконструкций старой Вятки не избежал. Как и возгласов: "Да у него тут капища!" А в "Черемисском капище" находили мистические интонации языческой культуры обрядов, праздников, легенд, преданий. И приветствовали экспрессию света в причудливых формах сплетающихся кореньев, языков пламени, в фантастических масках "Древнерусских богов". Причем даже те, кто венцом пленэров считает одинокие часовни в пространстве православной эстетики. С Виктором Поповым ведь как? "Русский красивый художник" - говорят о нем, не сговариваясь. Но одни отмечают пейзажи как средоточение глубины чувств, настроения, считая при этом, что интерьеры храмов, запечатленные им, интересны только исследователям. Другие настаивают, что именно в этих, до деталей прописанных портретах русских церквей видится архитип русского народа, его характер. Третьи... А ты идешь по залам выставки, все чаще останавливаясь у картин, отступая туда, где ни споров, ни противоречивых оценок, приближаешься к глубине исповедальной, заповедной, замечая, как последователен он в изображении состояний природы. День уходит, сыро в лесу, моросит, но предзимняя непогодь, стирая золотую музыку осени, уже уступает времени другого начала: светлого, снежного, нежного. "Завтра выпадет снег", "Сыро в лесу. Моросит", "Первые снега", "День уходит", "Выпал снег", "Музыка осени", "Первые снега"... В выставочном пространстве каждая из этих работ Виктора Попова занимает свое место, но в восприятии души, созвучной и сопереживающей, выстраиваются они именно так: от сумеречной зыбкости к надежности веры. И в состоянии истории та же последовательность, что и в состоянии природы. Мертвые воды, сплетения корней, ядовитые мухоморы, чащобы - это из того, изначального отрезка времени. Огненные всполохи, красные ленты, белые полотенца, копья, маски, шеломы ("Древнерусские боги", "Черемисское капище") - это из времени языческого, доправославного, свидетели которому, может быть, ветряные мельницы села Малые Карелы да скалы Чимбулата и Чусовой, Немдинские скалы. Но и оно было, как его минуешь, если вести рассказ обстоятельный, правдивый? А Виктор Попов именно такой сказитель, обстоятельный и правдивый. И оттого в его полотнах вся полнота российской, русской истории, весь ее реализм, во всех проявлениях. Здесь даже фрагменты монолитны, а приглушенные, сдержанные тона дышат колоритом эпох и народов. И открывается свет настоящий, истинный - белые стены монастырей и храмов, золото окладов и иконостасов, лазурь фресок и бронза колоколов. И здесь не лишняя подробность - не фотографическая, но живописная, художническая, мастеровая. Старые двери Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря, крыльцо Нижне-Паломницкого деревянного храма, портал и галереи Владимирской надвратной церкви того же Михайло-Архангельского монастыря, купола Успенского собора в Великом Устюге, колонны Успенского собора Трифонова монастыря в Кирове, лик Спасителя в храме села Истобенск, вписанные в городской пейзаж церкви Сольвычегодска, Архангельска, Вологды. И как свет из высокого церковного окна, откликаясь на сохранившуюся веру, падает на потемневшую икону, являя всю полноту ее красоты и духа, так и свет из музейного окна, за стеклом которого, казалось бы, вечерний город и больше ничего, падает на одну из представленных на выставке работ Виктора Попова, и запечатленное пространство собора становится объемным, живым. Как там "Горенка" пела: "Русь-матушка встрепенулась, в краски мастера окунулась"? А краски непросто давались - была травма глаза, врачи запрещали рисовать. И было уже за тридцать, когда он сказал себе: "Так больше жить нельзя!" И снова взял кисть в руки. И все-то ему под силу. Даже традиция ставить свечки на месте обретения иконы Николая Чудотворца. Кто был в Великорецком, помнит обнесенный железным обручем-подсвечником пень, который, говорили, остался от той самой сосны, возле которой и была найдена крестьянином Агалаковым чудотворная икона. В разное время разные власти как-то одинаково боролись с этим поверьем и сложившейся вокруг него традицией. Сначала спилили сосну, потом убрали подсвечник, потом и пень... Это я к тому, что любой бы другой художник мягко обошел эту тему - и все. Мало ли как потом разберутся с этим явлением. А Попов, который последовательно и подробно прошел в своем творчестве путь от Древней Руси до современной России, пишет "Святое место": будто из языческих времен вытаявшее могучее корневище, свечи, иконка Святителя Николая. Сплетение традиций, языческой и православной? Соединение обрядов? Тогда "Проводы иконы Николая Чудотворца в г. Вятке на реку Великую" - не столько перекличка с "Праздником на воде" А. Рылова, сколько ответ. Или напоминание об исконной чистоте обряда, первозданности празднования. И в этом тоже преемственность. О представителе любой другой творческой профессии можно было бы сказать: "Вгрызается в тему". О живописце - грубовато как-то будет, тут все тоньше и работистее. И Виктор Попов, художник необыкновенной, просто крестьянской работоспособности, по-хорошему дотошен в своем творчестве, подробен. Прибавьте к этому упрямое желание во всем оставаться самим собой, не лукавить, и вы получите художника глубокой внутренней энергии, выверенной манеры письма, крепких родовых корней. Его вера, надежда и любовь - Россия, Русь. К ней и обращено молитвенное: "Храни себя, храни!" Николай ПЕРЕСТОРОНИН. "Вятский край"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости