"Смерть за смерть"... Или "не убий"?

19 сентября 2005 г.

Валерий Елманов

Валерий Елманов
политолог, заслуженный работник культуры РФ

BENE MERENTI BENE PROFUERIT, 

MALE MERENTI PAR ERIT 

(За добро воздается добром, а на зло будет отвечено злом (лат. поговорка).

 

 Самый «убойный» довод псевдогуманистов, с пеной у рта ратующих за отмену смертной казни и не брезгующих никакой ложью, чтобы внедрить в народное сознание свои абстрактные принципы,  - это знаменитое «не убий», заповеданное нам всем Иисусом. И мало кто знает, что отнюдь не Христос является автором  этой  заповеди.  

 

Заблуждение людей, которые не читали внимательно Библию, кроется в следующем. Они считают, что суровый Бог-отец из Ветхого завета провозгласил смерть за смерть. Затем пришел Иисус Христос и все переиначил в сторону гуманизма, утверждая «не убий». На самом деле все это далеко не так.  

 

Начнем с Ветхого завета, который, как известно, является такой же святой книгой для христиан, как и Новый завет. Я напомню слова из него, которые, между прочим, произнес сам Бог-отец. «Кто убьет человека, того должно предать смерти». Но он же одновременно ввел заповедь «не убивай»,  адресовав ее конкретным людям, тем самым  призвав их не брать на себя функции государства, не прибегать к самосуду. То есть  автор призыва «не убивать» вовсе не Христос, а сам Бог-отец. 

Теперь перейдем к Новому завету и Богу-сыну. Иисус, в свою очередь, призывал прощать не убийц, а только врагов. Спектр этого понятия намного шире и многограннее. «Благословляйте проклинающих вас», - учил он, но до такого абсурда, как благословлять убивающих нас, он никогда не доходил.  

 

Теперь об убийцах. Что касается их, то в евангелиях тоже есть конкретные слова Христа, которые вовсе не отрицают  произнесенное ранее богом-отцом.  Говоря современным языком,  Иисус лишь расширил состав преступлений и тех лиц, которые подлежат суду: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду …» 

 

Исходя из сказанного им, совершенно  ясно, что по мнению Бога-сына убийцы однозначно подлежат суду, где к ним  необходимо применять ту меру наказания, о которой говорилось в Ветхом завете, то есть смерть. Если бы он считал возможным смягчить его, он бы непременно внес бы какую-нибудь поправку, но он ничего не добавил к своим словам, да и не мог этого сделать, потому что смертную казнь за  убийство  ввел Бог-отец, а Иисус всегда подчеркивал, что он ничего из сказанного ранее Богом-отцом отнюдь не отменяет. Да, да. Об этом он прямо говорит в одной из своих проповедей: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, а исполнить».  

 

Помимо же убийц, по мнению Христа,  надо судить даже тех, кто гневается на брата напрасно и о которых в Ветхом завете ничего не говорится. То есть, говоря юридическим языком, Иисус не смягчает кару за тяжкие и особо тяжкие преступления, оставляя все как было, но усиливает наказание за небольшие преступления. Некоторые из них он даже возводит в степень тяжких, которые подлежат осуждению на смерть согласно заветам Бога-отца. Так, например, он не просто категорически воспротивился разводам, которые разрешил еще Моисей, но потом еще раз повторил - уже своим ученикам, что тот, «кто разведется с женой своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». А ведь он прекрасно знал, что прелюбодеяние каралось в древнееврейском государстве исключительно смертью.  

 

Что же касается его защиты несчастной блудницы,  то и это представляется мне как раз не из серии всепрощения, а, напротив, строгого соблюдения закона. Вспомните, ведь она не была осуждена судом за свое поведение. Фарисеи просто подвели ее к Христу и «сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ты что скажешь?»  Иначе говоря, они попросту провоцировали его на любое решение, то есть на  превышение полномочий - ведь он же не судья и решать ее судьбу, определяя ей наказание, не имел никакого права. 

 

И все же Иисус проповедовал гуманизм - скажут мне. Не спорю. И у меня нет ни малейшего возражения против горячего желания некоторых правозащитников следовать всем без исключения заповедям Иисуса и, в строгом соответствии с ними подставлять свою вторую щеку под удар. Любой человек вправе распоряжаться собой так, как ему вздумается, в том числе и щеками, но только исключительно своими собственными, но никак не народными. Или им обидно наблюдать, как в то же самое время кто-то в ответ деловито начистит морду хулигану, оставив таким образом свою физиономию в целости? Так  за принципы всегда страдали.  

 

Впрочем, даже относительно щеки -  вопрос весьма и весьма спорный. В противовес учению Христа можно привести множество контрдоводов из других религий. Например, есть замечательные слова знаменитого китайского философа Конфуция: «Если ты заплатишь добром за зло, то чем ты станешь расплачиваться за добро?»  

 

Зло действительно, как бы ни кричали абстрактные гуманисты вкупе с послушной власти церковью, истребить с помощью добра невозможно. На конкретное зло всегда должна следовать строго адекватная мера. Если на нашу страну с оружием в руках выступило другое  государство, значит надо убивать солдат этой державы. Если же конкретный человек отнял  жизнь у какого-то гражданина, надо уничтожить этого человека. Зло можно истребить только злом. Именно в этом глубинная мудрость Библии.  

 

Иное дело – корни зла. Их действительно можно уничтожить только с помощью добра, то есть соответствующим воспитанием грядущих поколений и прочая, прочая, прочая.… Но причем тут  скамья подсудимых, на которой сидит уже полностью сформировавшееся и созревшее зло, к которому пощады у настоящего правосудия быть не должно, хотя оно и есть? 

 

Со временем и у нас в стране ситуация коренным образом изменится. Изменится настолько, что можно будет пойти не только на повторное введение моратория, но и на полную отмену смертной казни. Во всяком случае, очень хочется верить в то, что такое время обязательно наступит. Когда-нибудь… 

 

Но сейчас обстановка явно не располагает к подобному гуманизму. В точности по Екклезиасту:  « Всему свое время, и время всякой вещи под небом:… время убивать и время врачевать… ». 

 

Увы, но время для врачевания еще не наступило. 

Межрегиональная Лига журналистов

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости