Политическое будущее власти зависит от национальных проектов

27 декабря 2005 г.

Дмитрий Орлов

Дмитрий Орлов
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Национальные проекты не могут носить чисто декларативный характер, хотя бы потому, что для них заложено значительное финансирование – более 100 миллиардов рублей (эту цифру уже обнародовал президент) и проводятся конкретные акции (по закупке оборудования, по повышению заработных плат и так далее). Там, где есть конкретные бюджетные расходы, можно говорить о конкретных делах. В любом случае, проекты будут предельно предметными и конкретными. Другое дело, насколько они будут эффективными. Для того чтобы население дало позитивный ответ на этот вопрос, власти придется сделать многое.

Поскольку национальные проекты заявлены президентом за достаточно долгий период до выборов, то здесь можно говорить скорее о том, что и они сами, и формат нового социального курса, который был провозглашен президентом осенью, – это больше модернизация социальной политики государства, чем предвыборная акция. Хотя власть наверняка имеет в виду и перспективы 2007-2008 годов. Но инициативы вызваны конкретными проблемами и угрозами социальному развитию страны, которые, в частности, были выявлены в ходе монетизации льгот. Я думаю, зависимость от социальных проблем выше, чем зависимость от выборов.

В ходе монетизации выявилась совершенная отсталость, а местами и разруха в социальной инфраструктуре, которую необходимо менять. Кроме того, осень 2005 года – это середина срока президента Путина, когда он может выступать с какими-то большими значимыми инициативами. Но есть масса причин и обстоятельств, по которым заявка о нацпроектах приходится на осень 2005 года.

К тому же это происходило не сразу. Известно, что «Единая Россия» и значительная часть правящей элиты требовали коррекции социального курса. Мы помним, что еще при обсуждении федерального бюджета в апреле-мае, «Единая Россия» выступала за рост социальных расходов, за усиление инвестиционной составляющей.

Некоторые говорят о том, что Путина подтолкнула статья Ходорковского «Левый поворот»,  но на самом деле это не так. Я полагаю, что те консультанты, которые на Ходорковского работают, Белковский прежде всего, пытались в имиджевом, идеологическом пространстве упредить те реальные инициативы, которые готовил Кремль. Им это практически не удалось. По рейтингу президента, сильно выросшему, и по стабилизации социальной ситуации в стране видно, что власть сделала довольно эффективные шаги, а оппозиции, особенно несистемной оппозиции, отыграть что-то у нее не удалось.

Разумеется, человек, который курирует все национальные проекты, не должен быть сотрудником президента, пусть даже высокопоставленным. Он должен занимать публичный пост в руководстве исполнительной власти. Что, собственно, и произошло с Дмитрием Медведевым. Мне его перемещение на пост первого заместителя председателя Правительства кажется естественным и оправданным, в том числе в связи с нацпроектами.

Сейчас вопрос заключается в том, чтобы создать эффективные, комплексные механизмы контроля за реализацией национальных проектов. Речь идет и о финансовом контроле, который должен осуществляться и контрольно-ревизионным управлением, и Минфином, и счетной палатой, и общественной палатой, и самыми различными общественными институтами. Я думаю, что для нормальной реализации этих проектов должны быть созданы структуры, аналогичные тем администрациям, которые создавались в Америке в 30-х годах: сельскохозяйственная, дорожная администрации и так далее. Эти структуры должны быть финансово самостоятельными и ориентированными на экономическую эффективность. Тогда механизм заработает.

И имидж президента, и имидж первого заместителя председателя Правительства, и Правительства целиком, и, в значительной степени, политические перспективы 2007-2008 годов зависят от успеха или неуспеха в реализации национальных проектов. Поэтому я думаю, что Правительство, господин Медведев, президент, исполнительная власть в целом многое сделают для того, чтобы проекты были реализованы. От этих проектов зависит политическое будущее того режима и той власти, которые сложились в России в последние годы.  

Межрегиональная Лига журналистов

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости