Крах административной реформы

21 ноября 2005 г.

Павел Святенков

Павел Святенков
политолог

Фактически переход Медведева в правительство и назначение Иванова заместителем председателя правительства означает крах или, во всяком случае, определенное проскальзывание административной реформы.
По схеме, которая действовала во времена Ельцина, вице-премьеры (их было несколько) курировали определенные направления работы. Именно им, а не председателю правительства подчинялись министерства. Смысл реформы Путина заключался в том, чтобы убрать уровень вице-премьеров и сделать министерства самостоятельнее.
Фактически мы видим, что старая ельцинская схема постепенно восстанавливается. До сегодняшнего дня в правительстве был только один заместитель председателя – Александр Жуков. Он был заместителем по общим вопросам и курировал взаимоотношения с парламентом, а также выполнял некоторые поручения главы правительства.
Сейчас мы получаем трех заместителей председателя правительства. При этом Иванов – министр обороны – становится вице-премьером в старом духе: видимо, он будет координировать деятельность ведомств, которые отвечают за военную реформу, за оборонный заказ и тому подобные вещи.
Круг полномочий Медведева пока не ясен, но очевидно, что ранг первого заместителя предполагает очень большой объем этих самых полномочий. Вполне вероятно, что он будет курировать национальные проекты. И, может быть, поскольку Медведев остается председателем совета директоров «Газпрома», нашей крупнейшей газовой монополии, он будет курировать вопросы, связанные с легализацией рынка акций «Газпрома».
Второе, что можно сказать о новых назначениях. Фактически потерпела крушение, так и не родившись, идея замкнуть на администрации президента не только политическую, но и экономическую власть.
Некоторое время предполагалось, что в обход правительства на администрацию и на главу государства будет замкнуто управление экономикой. Собственно, отчасти для этого создавался и Совет по национальным проектам, который возглавил Владимир Путин, первым заместителем председателя которого стал именно Дмитрий Медведев. И отчасти, видимо, для этого несколько недель назад был реорганизован Совет безопасности, когда в нем были учреждены специальные комиссии едва ли не по всем сферам деятельности, в том числе по экономике.
Видимо, от этой идеи решено отказаться. Недаром президент упомянул, что Медведев, который был и остается его первым замом в Совете по национальным проектам, становится первым замом и руководителя правительства. То есть все-таки решено не замыкать экономическую власть на администрацию президента, а передать ее правительству. Подобные идеи у нас возникают с периодичностью раз в несколько лет и, как обычно, заканчиваются перестановками в правительстве.
Аналогичная кадровая перестановка была в 97-м году. Тогда Анатолий Чубайс, занимавший пост руководителя администрации президента, был назначен первым заместителем председателя правительства. Точно так же, как и сейчас, многие эксперты комментировали это назначение в том ключе, что Чубайс стал фактически теневым премьер-министром, руководителем правительства при бессильном Черномырдине.
Те прогнозы относительно Чубайса не сбылись. Так что вполне возможно, что выдвижение Медведева носит характер попытки держать руку на пульсе правительства и контролировать его напрямую.
Если говорить о назначении Собянина на пост главы администрации, то это назначение не то чтобы ожидаемое, все-таки Собянин – неожиданная кандидатура, однако, вполне объяснимое, учитывая, что пост главы администрации Тюменской области, который он занимал до сей поры, предполагает координирование интересов нефтяных олигархов. Очевидно, Собянин будет заниматься тем же координированием интересов крупных нефтяных компаний, только уже на федеральном уровне.
Здесь также нужно вспомнить, что после ухода Чубайса в правительство пост главы администрации занял Юмашев, и многие тогда говорили, что влияние администрации на ход политических событий упадет. Между тем, администрация сохранила роль политического штаба.
Пока не видно, чтобы администрация утратила свою роль сегодня, потому что никаких структурных изменений, перераспределения полномочий от администрации к правительству пока не произошло. Соответственно, можно сказать, что Собянин, очевидно, будет весьма влиятельной фигурой, во всяком случае, не менее влиятельной, чем был Дмитрий Медведев.
Если обратиться к истории, то с 96-го года, когда Анатолий Чубайс создал администрацию президента в ее нынешнем виде, то есть в качестве политического штаба при главе государства, у нас не было невлиятельных глав администраций.
Кроме того, были осуществлены и некоторые другие кадровые перестановки. В частности, уволены и заменены новыми людьми два полпреда – Кириенко и Пуликовский.
История с Камилем Исхаковым, мэром Казани очень похожа на то, что происходило, когда губернаторами соответственно Нижегородской и Калининградской областей были назначены Шанцев и Боос. Юрий Лужков может через год – два покинуть свой пост, и Кремль загодя зачистил площадку: убрал наиболее вероятных кандидатов в его преемники на другие высокие посты вне Москвы.
Тот же самый сценарий мы видим и в случае с Камилем Исхаковым. Он мэр Казани, то есть, вполне возможный кандидат в преемники Шаймиева. Шаймиеву уже 68 лет, и ему не мешало бы задуматься о преемнике.
Мэра Казани убрали из региона через повышение. Несмотря на то, что освободилось место полпреда президента в Приволжском округе и было бы логично, чтобы мэр Казани стал полпредом именно в ПФО, сменив Кириенко, его, тем не менее, направили на Дальний Восток. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что из Татарстана убрали одного из кандидатов в преемники Шаймиева либо человека, который Шаймиева по тем или иным причинам не устраивал.
Что касается прокурора Башкирии, то это человек, который сделал фантастическую, блестящую карьеру. На это указывает даже его звание – старший советник юстиции, которое примерно соответствует военному званию полковника, в то время как должность полпреда президента в округе соответствует как минимум званию генерал-полковника.
Я соотношу эту блистательную карьеру со слухами о том, что преемником Путина мог стать прокурор, такой «сильный борец с коррупцией». Вполне вероятно, что выдвижение Александра Коновалова связано с тем, что он рассматривается как один возможных преемников Путина. Это теоретическое предположение, однако Коновалов - новое явление на политическом небосклоне, человек, который очень быстро двигается наверх и который еще сыграет роль в развитии ситуации не только в Приволжском округе, но и во всей России.

Оригинал этого материала опубликован на ленте "Агентства политических новостей - Нижний Новгород"

Межрегиональная Лига журналистов

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости