Парле ву франсе?
, (11:09) 06 декабря 2004 г.
Сохранит ли Сталинградская набережная российский дух?
«Карандашей не хватало, а патриотизма было много...»
— А вы знаете, что сначала лестницу на Центральной набережной хотели построить... зигзагообразной формы? — Валентина Степановна Макаренко, старейший волгоградский зодчий и «последняя из могикан». Тех, кто в составе группы архитекторов под руководством профессора Фиалко разрабатывал первые эскизы застройки сталинградской набережной.
— А вот это уже мой проект — одобренный и утвержденный... — Валентина Степановна достает из тумбочки пожелтевшую газету «Советское искусство» от 10 мая 1952 года. Статью «Город немеркнущей славы», рассказывающую о застройке послевоенного Сталинграда, венчает эскиз набережной. На ней знаменитая лестница уже в «родном», привычном для каждого волгоградца, виде.
— В Сталинград в конце 40-х я попала по распределению, после окончания Московского архитектурного института. И сразу оказалась в мастерской Израиля Ефимовича Фиалко. Ему и академику Мордвинцеву тогда было поручено строительство Центральной набережной.
Именно академик Мордвинцев вынашивал архитектурную идею спуска к Волге зигзагами. Молодой специалист Валентина Макаренко была уверена в обратном: лестница должна быть элементарно простой и функциональной, поскольку связывает два вокзала — железнодорожный и речной. Но сказать об этом напрямую корифею архитектуры?! Не так были воспитаны...
— Как-то обмолвилась о своем видении в кругу молодых коллег. А наутро — в мастерской общее собрание. «Хотим послушать молодежь». И меня выталкивают. Что делать? Сказала, как есть. Идею неожиданно дружно поддержали. Только Израиль Ефимович сильно обиделся. После собрания подошел ко мне: «Ну, милочка, умеете критиковать, умейте и работать. Вот прямо сейчас же и принимайтесь!» И я села и стала рисовать. Один из первых вариантов эскиза тогда и попал в газету.
Позже эскиз утвердили. И именно лестница стала первым построенным объектом громадного архитектурного проекта.
Не все из задуманного воплотилось в жизнь. Некоторые объекты, например Музей-панорама «Сталинградская битва», который в проекте Макаренко значится как «Музей великой битвы на Волге», появились много позже. Но это не останавливало. По словам Валентины Степановны, патриотизм в ту пору был необычайно высок, хотя даже простых карандашей не хватало. О наградах и вовсе не думали. Кстати, единственной наградой Макаренко за тот проект стала путевка на Всероссийский съезд архитекторов.
О том, что Центральную набережную собираются реконструировать, Валентина Степановна, как и большинство волгоградцев, узнала из газет. Вглядываясь в рисунки предполагаемых объектов, старается быть беспристрастной. Получается плохо.
— Ну вы только посмотрите, что этот француз нагородил! Куча стекла... И это наша набережная? Я, например, когда делала проект, старалась жилье поближе к Волге выдвинуть, чтобы люди дышали свежим воздухом... А он сплошные стекляшки понаделал... У нас ведь не Франция, там климат гораздо мягче. Нет, неудачный проект. У нас зимой морозы и холодно, это раз... А во-вторых, не наша эта архитектура. Инородной смотрится. А, кстати, кто он такой — Жан-Мишель Вильмот?
Скульптор, сценограф, архитектор
В России Жан-Мишель Вильмот, которого у нас представляют как известного французского архитектора, известен в основном двумя крупными работами: монументом «Башня мира», воздвигнутым в честь 300-летия Санкт-Петербурга на Сенной площади, и сценографией к балету «Пиковая дама» в Большом театре. Сценографию критики характеризуют как изысканную. К башне тоже замечаний нет. Монумент представляет собой архитектурное сооружение из стекла с внутренней и наружной подсветкой. Высота башни около 18 метров, диаметр — 3 метра. Сердцевина выполнена из металла, к ней крепятся две стеклянные полусферы, на которых выгравировано слово «мир» на 32 языках с использованием 14 алфавитов. Очень патетично. Особенно если учесть, что башня не какой-то там муниципальный заказ, а исключительно бескорыстный дар Франции Санкт-Петербургу, выполненный к тому же в соавторстве с другим французским архитектором Кларой Хальтер.
Впрочем, в послужном списке Жан-Мишеля значится участие и в больших архитектурных проектах. Как-то: берег Сены и Елисейские поля в Париже, набережные в Марселе, Каннах, Ницце и Бейруте. Надо полагать, именно этим обстоятельством руководствовалась администрация Волгограда, приглашая французского зодчего к столь крупному сотрудничеству.
Конечно, вопрос, отчего же не нашлось архитектурного «пророка» в родном отчестве, нет-нет да и резанет сердце какого-нибудь патриотичного горожанина. Но не будем привередничать. В конце концов, если вспомнить, то и Московский Кремль строили не Бармен с Постником (авторы расположенного на Красной площади собора Василия Блаженного), а итальянец Аристотель Фироватти...
Гораздо важнее другое: насколько иностранец, знающий о Волгограде из европейских учебников истории, сможет прочувствовать его колорит, историческую особенность и уникальность? Представляется, что новая набережная должна логично и ненавязчиво соединить в себе историческое прошлое города с его настоящим и будущим. Задача чрезвычайно сложная. С одной стороны, нерв Сталинградской битвы, проходящей именно в этом месте (насколько этично совсем уж забывать об этом?), с другой — насущная потребность в современной и, главное, доступной горожанам зоне отдыха...
Из замысла, представленного Жан-Мишелем Вильмотом, ясно пока одно: на набережной планируется строительство большого делового развлекательного комплекса, включающего в себя разноуровневые прогулочные террасы с брусчатым покрытием, бассейн и корты, зеленый театр, яхт-клуб, бизнесс-центр, а также 14-этажный четырехзвездочный отель с конгресс-центром, торговыми галереями и сетью ресторанов. Последний призван привлечь в Волгоград российскую и мировую деловую элиту. Сам Жан-Мишель назвал проект «живым». Звучит символично. Если не знать, что, например, на месте предполагаемого строительства отеля и сети ресторанов в 42-м высаживалась знаменитая 13-я гвардейская дивизия. Именно здесь происходила, пожалуй, самая жуткая в истории Сталинградской битвы кровавая бойня.
Знаковое место или «водораздел»?
— В свое время мы просили власти о выделении территории неподалеку от этого под центр славы русского оружия, — рассказывает директор Музея-панорамы «Сталинградская битва» Борис Григорьевич Усик. — Дело в том, что в музее имеется около 50 единиц уникальной техники времен войны, которая хранится сейчас где придется. А ведь стоимость только одного самолета Ми-15 равна примерно 1,5—2 миллионам долларов! Почему бы не создать такой павильон неподалеку от музея-панорамы? Разумеется, никто не предлагает превращать набережную в сплошной мемориал, но и совсем не учитывать какие-то моменты ее прошлого было бы кощунственным.
— Я вообще считаю, что главная задача реконструкции Центральной набережной, — продолжает Борис Григорьевич, — это создание пространства, объединяющего волгоградцев духовно. Набережная должна стать знаковым местом города, доступным каждой семье, каждому жителю, а не очередным «водоразделом», условно делящим всех горожан на «бурлаков» и владельцев пароходов «Ласточка». А как раз этой темы, темы единения в эскизе Вильмона, на мой взгляд и не просматривается...
Масштаб столичный, замах достойный...
— Хочу уточнить: речь пока идет не об архитектурном проекте, а всего лишь о концепции как таковой, — комментирует ситуацию главный архитектор города Алексей Владимирович Антюфеев.
— Мы, к сожалению, не имеем опыта инвестиционной деятельности международных стандартов. И в данном случае имя человека, который имеет такой опыт в Европе, могло бы нам помочь. Через него мы пытаемся представить реконструкцию нашей набережной на европейском рынке инвестиций. А получится или не получится — это уже другой вопрос. В эту концепцию мы принципиально не вмешивались, для того чтобы в «чистом виде» узнать, что о нас, о нашем городе думают там, в Европе. Здесь очень важен взгляд, в том числе и со стороны. Как знать, может быть, сидя у себя дома, мы утонули в мелочах и не видим каких-то интересных объектов и перспектив реконструкции? Масштаб, заявленный Вильмотом, вполне столичный. Замах, достойный нашего города. Что же касается его содержательной стороны, то работать над ней дальше будем вместе. Разрабатывать сам проект будут, безусловно, волгоградские архитекторы, и этот момент уже оговорен на всех уровнях...
Кстати, полная версия концепции реконструкции набережной представлена в настоящий момент в Волгоградском Доме архитекторов. Ознакомиться с ней и высказать свое мнение в книге отзывов может любой желающий. Экспертное заключение власти планируют дать лишь после проведения всенародного обсуждения.
Последние статьи
В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников
В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.
В России выбрали лучшие автомобили года
В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.
XCite представил кроссовер X-Cross 8
Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.
Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга
Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.
В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи
Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.
4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области
По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.
Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве
Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.
Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции
В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.
Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде
Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести
Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.